В то время как Reuters на прошлой неделе сообщало об обсуждении возможности более значительного сокращения добычи, комментарии министра энергетики Саудовской Аравии Халида Аль-Фалиха были менее позитивны для быков. Он заявил, что, исходя из имевших место переговоров, все производители участвующие в сделке готовы продлить его на девять месяцев. Вмсте с тем, по его словам, «продолжать сделку с прежним объемом сокращений, потенциально добавив одного-двух небольших производителей, если они захотят присоединиться, будет более чем достаточно для возвращения запасов к уровням, на которых они должны быть в первом квартале 2018».
В опубликованном сегодня обзоре эксперты товарного рынка из Nomura предупреждают, что ОПЕК (напомним, заседание состоится в Вене 25 мая) может удивить медведей более длительным и более масштабным сокращением производства.
Nomura сохраняет свой прогноз в отношении цен на нефть марки Brent на уровне $60 за баррель в 2017 году и $70 за баррель в 2018 году.
Прогнозы основаны на расчетах, согласно которым, запасы к концу 2018 году могут упасть до среднего значения за 5 лет. Это тот целевой уровень, который намеревается достичь ОПЕК в рамках действующего соглашения о сокращении добычи. Это вполне может произойти несмотря на рост сланцевой добычи в США.
По результатам заседания в Вене 25 мая Картель продлит действие текущего соглашения и крупнейшие нефтедобывающие страны присоединятся к ОПЕК. Это уже заложено в текущие цены. Однако есть риск резких ценовых колебаний, вызванных некоторыми неожиданными решениями. Картель может принять решение о более резком сокращении уровня добычи. Если учитывать позиционирование хеджевых фондов на рынке опционов, высока вероятность того, что Картель может увеличить масштабы сокращения производства, чтобы ускорить процесс ребалансировки рынка.
Российская экономика никак не может окончательно распрощаться с рецессией, и в этих условиях рост импорта темпами, невиданными с 2011 г., может означать, что проблемы будут сохраняться еще долго. Российские власти, включая президента Путина, рассчитывали на то, что укрепление рубля сделает иностранные товары более дешевыми и облегчит отечественным компаниям процесс привлечения оборудования и технологий из-за рубежа, однако текущее увеличение объемов импорта может оказаться обманчивым. Вместо того чтобы демонстрировать бум инвестиций, компании просто пользуются текущим обменным курсом для того, чтобы наращивать объемы складских запасов, откладывая при этом в долгий ящик все планы по увеличению капитальных расходов, отмечают в «Альфа-Банке».
Более активное привлечение инвестиций за счет укрепившейся национальной валюты – один из способов, с помощью которого Россия могла бы стимулировать рост национальной экономики и восстановить позиции, утраченные за время самой продолжительной в этом столетии рецессии. Однако властям пока особо нечем похвастаться в этом плане – в прошлом квартале ВВП страны вырос всего лишь на 0.5% г/г, а кварталом ранее – на 0.3%. Темпы роста импорта, составившие в период с января по март 27%, «не являются устойчивыми и поддерживаемыми», считают экономисты Sberbank CIB. «Подобные масштабы прироста – временное явление, обусловленное укреплением рубля. Динамика импорта замедлится».
Хотя экономика после почти двух лет спада все-таки возобновила рост в ходе последних двух кварталов, ее показатели пока все равно резко контрастируют с тем бурным восстановлением, которое Россия демонстрировала после двух предыдущих рецессий – тогда темпы роста составили 4.5% в 2010 г. и 6.4% в 1999 г. Усугубляет ситуацию и динамика потребительских расходов, которые никак не могут пойти на взлет, несмотря на повышение доходов и укрепление рубля, который в этом году подорожал против доллара на 6+%. Согласно базовому сценарию ЦБ РФ, при заложенных в прогноз ценах на нефть на уровне $50 за баррель, в 2017 году темпы роста ВВП страны вряд ли превысят 1.5% после спада экономики на 0.2% в прошлом году.
«Поскольку экономический рост и показатели спроса по-прежнему остаются довольно слабыми как внутри страны, так и в международных масштабах, в ближайшем времени экономика вряд ли существенно ускорит темпы роста», - считает Владимир Тихомиров, главный экономист Финансовой группы БКС. «В конечном итоге ей приходится сталкиваться с препятствиями, обусловленными структурными проблемами». По мнению экспертов Sberbank CIB, России нужен устойчивый, поддерживаемый рост экономики и переход к экспортно-ориентированной модели развития, но она сейчас движется в прямо противоположном направлении. За первые два месяца этого года доля машинного и прочего оборудования в общем объеме импорта увеличилась до 44% против 42% за аналогичный период год назад, однако причиной тому может служить сильный рубль, а не оживление инвестиций, полагают в «Альфа-Банке».
Согласно данным ЦБ, реальный эффективный валютный курс рубля, рассчитываемый относительно валют ключевых торговых партнеров России, без учета инфляционных эффектов вырос в этом году по состоянию на апрель на 8.3%, достигнув максимального с 2014 года уровня. «Мы полагаем, это произошло по той простой причине, что компании восстанавливали свои складские запасы, пользуясь резким укреплением обменного курса рубля», - комментирует Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-Банка».
И тем не менее, Центробанк уверен в том, что «затяжной период спада инвестиций» уже завершился, и прогнозирует, что в 1-м квартале 2017 года капитальные расходы выросли на 1-3%. Во время рецессии регулятор поддерживал «умерено жесткую» монетарную политику, с большим опережением вернув инфляцию к целевому уровню 4%. Банк полагает, что подобное сохранение контроля над ценами поспособствовало процессу накапливания сбережений, что может стать источником столь необходимых экономике инвестиций.
Однако этого может оказаться недостаточно, по крайней мере - на данный момент. Принимая инвестиционные решения, компании должны учитывать и такие факторы, как геополитика, санкции и президентские выборы-2018, напоминает Валерий Миронов, заместитель директора Центра развития при Высшей школе экономики в Москве. Наиболее серьезным сдерживающим фактором для компаний, рассматривающих вопрос капитальных расходов, является неопределенность, резюмирует он, добавляя: «Сложно наращивать объемы инвестиций в условиях столь высокой неопределенности».
Хотя в перспективе темпы роста экономики могут достичь около 1.8% г/г, ее показатели будут «в высшей степени зависеть от скорости реализации экономических реформ и объемов инвестиций», считают в Morgan Stanley. Как поясняет экономист банка Алина Слюсарчук, «необходимы активное общественное обсуждение и подтверждения того, что высшие власти страны претворяют в жизнь реформы, направленные на строгое соблюдение принципов правового государства, права на собственность и повышение конкуренции».
Канада и Бразилия наращивают добычу нефти, мешая рынку вернуться в состояние равновесия.
Ожидается, что в этом году Канада и Бразилия, седьмой и десятый производители в мире соответственно, будут особенно энергично увеличивать объемы добычи. И это – еще одна головная боль для нефтетрейдеров, внимание которых сфокусировано преимущественно на добыче сланцевой нефти в США и мерах ОПЕК по ограничению производства энергоносителей. Рост объемов добычи в Канаде и Бразилии наряду со скромным увеличением производства в Великобритании и Норвегии служит поводом для беспокойства в рядах трейдеров в преддверии встречи стран ОПЕК+ на этой неделе.
ОПЕК готовится к затяжному противостоянию со сланцевыми производителями
ОПЕК, состоящая из 13 стран-участниц, контролирует порядка 40% мирового объема добычи. Картель и другие независимые экспортеры, как ожидается, продлят соглашение о сокращении добычи, которое должно сбалансировать спрос и предложение в этом году. Нефть по-прежнему торгуется более чем на 50% ниже пиковых максимумов 2014 года, ощущая на себе воздействие сланцевого бума в Штатах, который препятствует ликвидации излишков углеводородов на мировом рынке.Внимание рынка главным образом сосредоточено на реакции американских сланцевых компаний на меры сокращения добычи ОПЕК+, и на этом фоне игроки игнорируют наращивание производства в Канаде и Бразилии, - отмечает Дуг Кинг, управляющий директор по инвестициям в RCMA Asset Management и управляющий принадлежащим компании хедж-фондом Merchant Commodity в размере 215 млн долларов. И хотя этот фактор ускользнул от внимания трейдеров, Канада и Бразилия действительно усугубляют ситуацию с переизбытком черного золота, добавил эксперт.