Как пишут сырьевые стратеги RBC Capital Markets, «показатели производства нефти продолжают двигаться в русле нисходящего тренда в силу таких причин, как дефицит поставщиков услуг, перебои с электроэнергией, неспособность получать импортные поставки и нерегулярная выплата заработной платы. Вопрос в том, спровоцируют ли текущие условия развитие ситуации, подобной той, что наблюдалась в начале 2000-х, когда объемы экспорта упали почти на 80%».
В следующий четверг участники соглашения ОПЕК+ рассмотрят вопрос о целесообразности и условиях его пролонгации, а сегодня в Вене соответствующий профильный комитет вырабатывает предложения, которые будут представлены на встрече 25 мая. Как следует из появившихся на ленте Reuters сообщений, в настоящий момент члены комитета обсуждают возможность более глубокого сокращения объема добычи нефти в случае пролонгации соглашения. Ожидается, что заседание комитета завершится сегодня после проведения запланированных переговоров с производителями, не входящими в Картель.
Игроки нефтяного рынка сфокусируют сегодня внимание не на ОПЕК, а на Иране, где проходит первый раунд президентских выборов. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, будет назначен второй тур с участием двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Результаты выборов могут серьезно повлиять на рынок нефти. Лидирами предвыборной гонки являются ориентированный на реформы действующий глава государства Хасан Рухани, а также Ибрагим Раиси, представитель ультраконсервативного духовенства. Если действующий президент сохранит свой пост, Иран, скорее всего, продолжит проводить политику умеренной открытости. В этом случае в ближайшие несколько лет западные инвестиции вызовут значительное увеличение производства нефти в стране – также, как в соседнем Ираке, где за три года добыча нефти увеличилась на 1.5 млн барр./сутки. При таком сценарии продолжит действовать ядерное соглашение с мировыми державами.
Однако ситуация кардинально изменится, если новым президентом будет избран Ибрагим Раиси. Он не раз критически оценивал ядерную сделку – как и президент США Дональд Трамп. В этом случае соглашение в своей нынешней форме может быть отвергнуто, и США и Запад, скорее всего, наложат на Иран новые санкции, что приведет к падению поставок нефти из страны уже в краткосрочном периоде. Иран так и не получит необходимые стране инвестиции в нефтяную инфраструктуру, что ограничит производство в долгосрочном периоде. Так что победа Ибрагима Раиси подтолкнет цены на нефть существенно вверх.
Как только первое за восемь лет соглашение ОПЕК о сокращении вступило в силу в январе этого года, нефтетрейдеры от Хьюстона до Сингапура начали энергично опустошать резервуары-хранилища. Тогда инвесторы окрестили снижение запасов как начало конца 2-летнего периода перенасыщенности рынка и переход к устойчивому росту цен. Но этому сценарию не суждено было сбыться. Сейчас многие из тех самых хранилищ снова наполняются нефтью или в лучшем случае опустошаются гораздо медленнее, чем ожидали инвесторы и нефтяные компании. Об этом свидетельствуют многие оценки мировых запасов, а также более дюжины нефтетрейдеров и источников, отслеживающих перемещения судов, которые поделились с Reuters своими данными, не раскрывая информацию о запасах публично.
Запасы нефтехранилищах больше не убывают, и это проливает свет на основную проблему ОПЕК, которой никак не удается вывести отрасль из состояния спада, обусловленного переизбытком нефти. В свете неустанного роста добычи в США мировые запасы остаются высокими, а цены застряли в районе 50 долларов за баррель.
Рынок не окреп настолько, чтобы создать условия для существенного снижения уровня запасов в хранилищах по всему миру, хотя картель надеялся, что это станет первым шагом на пути к восстановлению баланса на рынке, который начал привлекать покупателей в конце 2014 года.Согласно последнему ежемесячному отчету Международного энергетического агентства, по состоянию на конец марта запасы черного золота в промышленно развитых странах ОЭСР в общей сложности составили 3.025 млрд баррелей, что примерно на 300 млн баррелей выше 5-летнего среднего значения. Предварительные апрельские данные указали на перспективы дальнейшего наращивания запасов, сообщило МЭА.
Продолжающаяся борьба за снижение предложения на рынке подтолкнула экономистов к снижению своих прогнозов по ценам на нефть. К примеру, на прошлой неделе Bank of America понизил свой прогноз на текущий год по сорту Brent сразу на 7 долларов до 54 долларов за баррель. За время двухлетней ценовой войны, которую начала ОПЕК, хранилища пополнились примерно на полмиллиарда баррелей нефти и нефтепродуктов, когда в начале 2016 года котировки уходили ниже отметки 30 долларов.
Больше всего запасы выросли в тот период, когда трейдеры начали использовать хранилища, чтобы быстро подзаработать на расширении спреда между низкими спотовыми ценами и гораздо более высокими ценами по контрактам на поставку в будущие месяцы. Этот ценовой разрыв – известный на рынке как контанго – дал трейдерам возможность получить прибыль даже с учетом оплаты дорогостоящего хранения в таких портах, как Луизианский офшорный нефтяной порт (LOOP) или в сингапурских супертанкерах.
И хотя такая торговля стала менее прибыльной с момента вступления в силу соглашения ОПЕК, большая часть этой нефти остается в танкерах, отмечает Крис Бейк из компании Vitol, крупнейшего в мире независимого трейдера. «Эти 550 млн баррелей и увеличение запасов сырой нефти и нефтепродуктов, начавшееся в 2014 году, остаются в игре», - подчеркивает эксперт. – Сколько излишком нефти удастся устранить? Этим вопросом мы все продолжаем задаваться по сей день».
Начиная с Малаккского пролива в Азии и заканчивая портами в Северной Европе и Мексиканском заливе, тенденция сокращения мировых запасов замедлилась, а в некоторых случаях сменила направление.В регионе Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA) – один из самых дорогих в Европе регионов для хранения нефти – нефть начинает возвращаться обратно в хранилища, поскольку НПЗ до отказа забиты сырьем, рассказал агентству Reuters источник, управляющий сделками в этом регионе.Запасы очищенного топлива также неожиданно резко подскочили. По данным голландской консалтинговой компании PJK International, ранее в этом месяце запасы газойля в регионе ARA выросли до 8-месячного максимума. Газойль включает в себя авиатопливо, дизельное топливо и топочный мазут.
В одном из крупнейших в мире нефтяных резервуаров – на Салданья-Бей, естественной гавани на юго-западном побережье ЮАР – за последние месяцы были проданы миллионы баррелей, сообщили трейдеры агентству Reuters. Но еще больше грузов направляются в эти танкеры (вместительность которых составляет 45 млн баррелей), поскольку продавцы не могут найти НПЗ, которые бы купили свежую нефть. В Хьюстоне запасы хранящейся нефти достигли рекордных уровней по состоянию на конец марта, о чем сообщила Genscape.
В Азии ситуация с запасами выглядит менее однозначно. К примеру, в Китае, который является вторым в мире потребителем после США, в марте запасы коммерческой нефти достигли минимального за четыре года уровня. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные контролируемого государством новостного агентства Xinhua. А тем временем в соседней Южной Корее, по данным Корейской национальной нефтяной корпорации, объемы запасов находятся вблизи рекордных уровней.
Мировые запасы остаются высокими, но при этом можно отметить несколько признаков того, что меры, предпринятые ОПЕК все же ослабили предложение. Как показывают недавние данные Минэнерго США, в апреле этого года запасы сырой нефти в Штатах начали снижаться – первое с 1999 года падение показателя в апреле.
Снижение затрат на хранение – еще один индикатор того, что трейдеры и нефтяные компании стали направлять меньше сырья в хранилища, чем во время пика ценовой войны. В крупнейшем терминале в Кушинге, Оклахома, стоимость хранения в резервуарах обходится примерно в 35 центов за баррель в месяц, тогда как еще год назад эта услуга стоила 50 центов.