Хранение нефти в сингапурском супертанкере стоит примерно 30-40 центов за баррель в месяц против 50-80 центов несколько месяцев назад. Недавно фьючерсный контракт (LOSc1) на хранение нефти в LOOP, подешевел почти до 24 центов за баррель, достигнув само низкой цены в этом году. Однако обрывочные сигналы сокращения запасов – это вовсе не то, на что рассчитывали инвесторы после того, как страны ОПЕК+ согласовали сокращение добычи в ноябре. «Людям не терпелось увидеть падение запасов на 10 млн баррелей в день, начиная с первой недели января», - отмечает Амрита Сен, старший аналитик Energy Aspects. – Но мы по-прежнему наблюдаем перенасыщение рынка и огромные запасы по всему миру».
Сегодня эксперты Международного валютного фонда (МВФ) дали неутешительный прогноз по темпам роста ВВП России в среднесрочной перспективе. По их мнению, из-за структурных проблем (демография и технологическое отставание), а также негативного влияния международных санкций они останутся довольно низкими и не превысят 1.5% г/г. В МВФ полагают, что:
- в 2017 году российская экономика вырастет на 1.4% г/г;
Компании, занимающиеся геологоразведкой на сланцевых месторождениях, нацеленные на увеличение объемов добычи, столкнулись с проблемой дефицита бригад по гидроразрыву пласта (ГРП) поскольку в период обвала цен на нефть в индустрии были уволены тысячи рабочих.
Независимые американские бурильщики в первом квартале недоосвоили свои бюджеты в совокупности на 2.5 млрд долларов по большей части из-за того, что не смогли найти достаточно бригад ГРП для выполнения всей запланированной работы, сообщает исследовательская и консалтинговая компания Infill Thinking LLC.
Если дефицит рабочей силы будет сохраняться, компаниям придется отодвинуть свои планы по наращиванию производства с лета на 2018 год, что создаст условия для последующего скачка производства с «пугающими» последствиями для цен, считает Джозеф Трипке, основатель Infill.
В некоторых случаях действующие бригады расторгают контракты, подписанные несколько месяцев назад (и платят штраф за досрочное расторжение), отправляясь на поиски более высокооплачивыемых должностей в других компаниях. Рабочие в этой отрасли получают от 29 тыс. до 72 тыс. долларов в год, в зависимости от компании и региона. Тесный рынок гидроразрыва «подразумевает, что в этом году Америка может не показать своих истинных способностей в плане добычи, которые во всей красе проявятся в начале 2018 года, - полагает Трипке, который ранее работал аналитиком в Surveyor Capital, подразделении Citadel LLC. – И эта ситуация выглядит особенно пугающе в аспекте влияния на цены».
Предприятия нефтегазового сервиса произвели самые массовые увольнения по всему миру, сократив 441 тыс. работников во время обвала цен на нефть от уровней выше 100 долларов за баррель, отмечает консультант Graves & Co. в Хьюстоне. Сейчас, когда цена обосновалась в районе 50 долларов за баррель, сланцевые бурильщики снова устремились в Пермский бассейн, где порог безубыточности составляет лишь 30 долларов за баррель. Результат: рост конкуренции за рабочих и оборудование и, соответственно, увеличение затрат. Компании, занимающиеся гидроразрывом, в настоящее время берут за свои услуги на 60-70% больше, чем год назад, пользуясь ситуацией, в которой геологоразведывательные компании ведут борьбу за рабочую силу.
Как правило, бригада состоит из 25-30 рабочих, которые выполняют широкий спектр сложной и трудоемкой работы. Гидроразрыв, который сопровождается закачиванием в скважину тонн воды, песка и химикатов, считается самым дорогостоящим этапом бурения, обычно составляя порядка 70% от совокупных расходов. Пока независимые сланцевые бурильщики уверены в своих мощностях и пока не меняют своих амбициозных планов по добыче. Нефть марки WTI, американский эталонный сорт, завершает ростом вторую неделю кряду благодаря снижению запасов углеводородов в США, а также заявлению о готовности Саудовской Аравии и России продлить соглашение о сокращении добычи с целью оказания ценам дальнейшей поддержки.
EQT Corp. столкнулась с нехваткой бригад ГРП в первом квартале, когда некоторые добывающие компании сделали выбор в пользу более высокооплачиваемых контрактов. И все же сланцевая компания, базирующаяся в Питтсбурге, рассчитывает привлечь достаточно мощностей для гидроразрыва к началу июня, чтобы остаться на плаву и достичь своих целей по добыче на этот год.
«Несколько наших подрядчиков решили заплатить нам штраф за перевод своих бригад ГРП в более выгодные предприятия раньше срока истечения контракта, - говорит Стивен Шлоттербек, глава EQT. – Но это, конечно, не компенсирует то, что мы могли бы получить по результатам гидроразрыва в установленные сроки».
В конце 2011 года, при небывало высоком спросе на мощности для гидроразрыва, сервисные компании могли позволить себе с легкостью увольнять клиентов и выбирать более выгодные для себя варианты, вспоминает Брайан Шеффилд, основатель и генеральный директор Parsley Energy Inc. , который в то время еще не был широко известной фигурой в индустрии.
Но после последнего бума, когда водители грузовиков на месторождениях получали более 200 тыс. долларов в год (в частности, на формации Баккен в Северной Дакоте), компании снова вынуждены «вести охоту» на водителей – на этот раз в Пермском бассейне в Техасе и Нью-Мексико для транспортировки воды, песка и нефти. Цены на оборудование для гидроразрыва начали расти в конце прошлого года, и теперь мы наблюдаем ровно такую же ситуацию, что и в 2011 и 2012 годах, добавляет Шеффилд.
Как следует из опубликованных только что Baker Hughes данных, количество активных нефтяных буровых в США растет уже 18 недель подряд и теперь составляет 720 штук (+8). Кроме того, выросло и количество газовых буровых (на 8 штук до 180). Несмотря на снижение добычи на Аляске, общий объем добычи нефти в США находится в области максимумов августа 2015 года.
По мнению некоторых экспертов, в будущем средняя себестоимость добычи в Саудовской Аравии и России (($9 + $19) / 2 = $14) будет только расти, в то время как в США она снижается. Кто же выиграет эту гонку?