Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что три года назад «хлебные» цены увеличились более чем на 13%, два года назад по итогам 12 месяцев они выросли на 6%, в прошлом году — чуть больше чем на 2.5%. В то же время реальный располагаемый доход граждан страны, который рассчитывается с поправкой на инфляцию за минусом налогов, других обязательных платежей, снизился с сентября на 1.5% по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Это рекордное сокращение за последние 12 месяцев. Поэтому повышение цен стратегического продукта для кошельков многих граждан может оказаться заметным.
Аналитики банка полагают, что это произойдет после 24 октября, когда в индексах MSCI начнется применяться новый вес акций российской нефтяной компании. В ВТБ отмечают, что MSCI существенно увеличил оценку коэффициента FIF Лукойла, и теперь в MSCI Russia вес акций компании составит 19.3% против 16.84% ранее, а в MSCI EM – 0.72%. Аналитики полагают, что подобное изменение весов предполагает потенциал притока средств пассивных инвесторов в $420 млн.
Европа боится попасть рабство к Газпрому, поэтому усилия американцев не проходят даром. То, что Северный поток-2 повысит зависимость Европы от российского природного газа – географический и арифметический факт. Но в пылу риторики, которая накалилась до санкционных угроз со стороны США, в тени остается вопрос о том, насколько выгодно для Европы было бы покупать СПГ у Америки.
Безусловно, транспортировка газа морским путем обходится дороже, чем через трубопровод. Но при нынешних ценах и спреде между ценой газа российского «Газпрома» и СПГ США, совокупные годовые расходы Европы увеличились бы меньше чем на 5% или примерно на $20 на душу населения при покупке тех же объемов американского газа, что приобретается в рамках Северного потока-1 и планируется через второй трубопровод. При этом Европе не придется тратиться на строительство импортных терминалов для СПГ – существующие две дюжины заводов на сегодняшний день задействуют свои свободные мощности лишь на одну четвертую.
Такую точку зрения озвучивают американские производители и экспортеры СПГ, однако в России считают иначе. В частности, по словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, американский газ обойдется Европе на 40% дороже, поскольку ценовой спред не покроет затраты на транспортировку.
Рост производства газа в США превратил СПГ из дорогостоящего инфраструктурного источника энергии в выгодное сырье, которое стоит почти в половину средней цены за последние десятилетия, однако из-за особенностей логистики по ценовому параметру он все равно уступает газу, поставляемому по трубопроводам.
Четкий сигнал о наступлении новой эпохи на рынке СПГ появился в марте, когда впервые судно с СПГ было перенаправлено в другое место назначения – это критерий развитого сырьевого рынка.
Эта поставка, которая первой отчалила из второго американского экспортного СПГ-терминала Cove Point в штате Мэриленд на востоке США, изначально должна была отправиться в Азию, но вместо этого прибыла в Британию на фоне роста спроса и цен в Европе из-за похолодания.
До настоящего времени Россия и Ближний Восток являлись главными источниками импорта природного газа. Ни один из двух регионов не располагает возможностями и желанием создавать сырьевой рынок, движимый ценовыми факторами.
Вопрос в том, расширят ли Штаты свои текущие экспортные мощности втрое, в соответствии с планом, или же в шесть раз, что также возможно. Во втором случае Америка станет крупнейшим в мире экспортером СПГ и спутает карты всему миру.
Добыча газа в Северном море сокращается, создавая вакуум предложения, заполнить который Северный поток не в состоянии. В то же время политика ЕС по электрификации транспорта и продвижению ветряной и солнечной энергии повышают необходимость в газовых электростанциях, которые удовлетворяли бы спрос в режиме 24/7.