Если оставить в стороне нефтяные показатели Ирака, большинство других его индикаторов выглядят безрадостно. В стране продолжает тлеть политическая напряженность, обусловленная застрявшим на мертвой точке противостоянием между Багдадом и полуавтономным курдским регионом, а также маргинализацией суннитского меньшинства и недовольством шиитского большинства ненадежностью государственных услуг в провинции Басра.
С 2016 года цены на нефть выросли почти вдвое, что позволило Ираку укрепить свой бюджет, однако ключевой фондовый индекс страны за тот же период просел на 30%. Согласно данным ООН, за последние 5 лет отток прямых иностранных инвестиций из страны превысил $32 млрд.
Страна, уже 15 лет назад освободившаяся от правления Саддама Хуссейна, до сих пор не может обеспечить своих граждан круглосуточной подачей электричества и качественными инфраструктурой и системой здравоохранения, сетует Али аль-Мавлави, главный аналитик багдадского аналитического центра Al-Bayan Center, добавляя, что распределение богатства происходит несправедливо.
Впрочем, эксперт отмечает, что улучшения в системе безопасности и попытки формирования нового правительства являются поводами для некоторого оптимизма, хотя укоренившаяся в Ираке коррупция и бюрократия вынуждают многие иностранные компании с осторожностью подходить к вопросу потенциальных инвестиций в экономику страны.
Тем не менее, кажется, что нефтяной индустрии Ирака все это нипочем. С 2007 года государство удвоило объемы нефтедобычи, и сейчас является вторым по величине производителем ОПЕК, уступая пальму первенства лишь Саудовской Аравии.
Крупнейшие отраслевые игроки, такие как Exxon Mobil Corp., Total SA, Лукойл и Газпром, пропустили апрельские аукционы Ирака по продаже нефтяных и газовых блоков, однако более мелкие компании из ОАЭ и Китая успешно получили права на разработку месторождений.
В настоящее время две трети иракской нефти добывается международными нефтяными компаниями, и их капитал и технологии являются решающими факторами для поддержания и наращивания добычи, считает Иен Том, аналитик Wood Mackenzie.
Он поясняет, что до тех пор, пока правительство страны полностью и своевременно оплачивает работу иностранных нефтяных компаний, производители могут рассчитывать на приличную прибыль, получаемую от низкозатратных иракских месторождений, даже в случае падения нефтяных котировок к отметке $30 за баррель. В этом году усредненная цена нефти эталонного сорта Brent превышала уровень $73.
«У Ирака нет проблем c привлечением иностранных инвесторов в свою нефтяную отрасль. Проблемы начинаются при попытках привлечь капитал и профессиональных экспертов для поддержки остальных секторов национальной экономики», - резюмирует экономист Bloomberg Зиад Дауд.
Оказывается, производство целой линейки хлебобулочной продукции уже сейчас не приносит пекарям никакой прибыли. До сих пор они не повышали цены, но больше сдерживать предстоящее подорожание производители не могут. О грядущем повышении цен стало известно «Коммерсанту», который получил в свое распоряжение соответствующее письмо. В нем крупные хлебопекарные предприятия Красноярска оповестили магазины о повышении стоимости своей продукции в среднем на 8–12%.
Целый список факторов толкает производителей хлеба к тому, чтобы пойти на такой шаг. Некоторые предприятия еще весной повысили минимальную зарплату. Налоги возросли, стоимость упаковки также увеличилась. Повысились и транспортные расходы, так как подорожал бензин. Во многих хлебобулочных изделиях используются ингредиенты иностранного производства. Из-за ослабления курса рубля они стали дороже для производителей.
Но главная причина — это возросшая в цене мука, что является следствием повышения цен на зерно. Если сравнивать цены в сентябре прошлого года и сентябре нынешнего, то пшеница 3 класса в зауральских регионах РФ подорожала на 35% и стоит в районе 7 250 рублей за тонну. На 33% выросла в цене пшеница на европейской части России. Здесь средняя цена в первом месяце осени составляла 11 270 рублей за тонну.
Начиная с ноября покупатели в торговых сетях начнут ощущать плавное подорожание хлебобулочных изделий. На плечи производителей, помимо перечисленных выше факторов, лягут еще одни дополнительные расходы — отопительные.