Ситуация вокруг Сирии накаляется: рынки ждут удара по военным объектам страны со стороны США и ответа со стороны России. Если подобное развитие и не приведет к открытому военному столкновению, то обеспечит дальнейшее обострение отношений, а это фактически гарантирует новые санкции в отношении России. США сегодня нагнетали беспокойства относительно все новых ограничений для российского бизнеса. Инвесторы волнуются, что на фоне сирийского конфликта к давлению может подключиться и ЕС во главе с Германией и Францией. На этом фоне российские активы остаются под давлением: индекс РТС с начала недели упал на 12%.
В то же время по вопросу торговых взаимоотношений США и Китая инвесторы сегодня получили позитивные сигналы, что обеспечило хороший импульс для роста основных мировых фондовых индексов. Президент Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил, что страна не стремится к положительному торговому балансу и искренне желает увеличить импорт и достичь более сбалансированного международного платежного баланса. Глава Китая пообещал в значительной степени снизить ввозные пошлины на импортные автомобили, а также на ряд других товаров.
Риторика Си Цзиньпина воодушевила не всех. Так, аналитики Citigroup не увидели особого смягчения позиции Китая, отметив, что ряд анонсированных шагов не являются новостью для рынков и планировались давно. Однако высказывания китайского лидера были благосклонно встречены Дональдом Трампом, и инвесторов это воодушевило: американский индекс широкого рынка S&P 500 сегодня вырос на 1.5%.
«Очень благодарен президенту Китая Си за добрые слова о тарифах и барьерах для автомобилей... также прояснению его позиции по вопросу интеллектуальной собственности и обмена технологиями. Вместе мы достигнем большого прогресса!», — написал президент США в своем Twitter.
По сообщению Bloomberg, на прошлой неделе переговоры США и Китая по вопросу торговли зашли в тупик. Китай предложил сократить дефицит торгового баланса с США на $50 млрд за счет увеличения импорта сжиженного природного газа, продукции сельского хозяйства, полупроводников и предметов роскоши. Также Китай выразил готовность обеспечить более быстрое снятие барьеров в финансовой сфере и увеличение доступа американских компаний в сектор электронной коммерции. США же хотели большего, в частности прекращения субсидирования высокотехнологичных китайских компаний.
Глава Организации по атомной энергии Ирана (AEOI) Али Акбар Салехи заявил, что его ведомство имеет возможность возобновить обогащение урана до 20% на заводе Фордоу в течение четырех дней, если получит такое указание от руководства страны. Он также отметил, что по ряду показателей в атомной энергетике Иран может выйти на более высокие показатели, чем до заключения Совместного всеобъемлющего плана действий.
Салехи подчеркнул, что его заявление следует воспринимать как предупреждение тем, кто думает об одностороннем отказе от сделки. Однако в США подобная риторика вряд ли будет встречена позитивно, и весьма вероятно станет аргументом для ястребов. Так, Марк Дубовитц, эксперт в сфере ядерных технологий, консультировавший Белый дом и Конгресс по иранскому вопросу, заявил, что «угрозы подтверждают, что иранский режим никогда не отказывался от своих амбиций в сфере ядерного оружия». По его словам сигналы со стороны Ирана подтверждают наличие критически значимых недостатков ядерной сделки, которые и вызывали беспокойство Трампа.
Стоит отметить, что для изготовления ядерных зарядов уран необходимо обогатить до 90%, но обогащение до 20% — это больше, чем необходимо для производства электроэнергии на АЭС.
В Morgan Stanley со все большим пессимизмом смотрят на происходящее на российских площадках, и предупреждают, что негативные последствия санкций могут коснуться и рынка облигаций федерального займа (ОФЗ). В банке сегодня закрыли остававшуюся активной рекомендацию покупать ОФЗ с погашением в 2033 году.
Аналитики обращают внимание на то, что до объявления нового пакета санкций около 70% инвесторов имело позицию "выше рынка"в ОФЗ, тогда как в рубле она достигала 95%. Инвесторы с реальными деньгами в первую очередь бросились сокращать позиции в валюте, а теперь могут начать ликвидировать и позиции в ОФЗ. В Morgan Stanley отмечают, что риски для ОФЗ представляет собой перекос позиций — аналитики банка оценивают долю нерезидентов в них в 65% — 80%.
Санкции не затронули рынок российского суверенного долга, но они будут иметь последствия для экономики и могут повлиять на политику Банка России. В Morgan Stanley обращают внимание на то, что последние комментарии главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной выглядели не слишком позитивными для инвесторов в ОФЗ. По мнению аналитиков, они дают повод думать, что регулятор скорее замедлит темпы снижения ключевой ставки, чем пойдет на интервенции на валютном рынке.
Торговые разногласия межу США и Китаем не смогут разрешиться оперативно, отмечает глава ФРБ Далласа Роберт Каплан, предупреждая о потенциальных последствиях затяжного спора.