Многие потенциальные инвесторы говорят, что воздерживаются от долларовых активов из-за будто бы грядущего укрепления рубля. Как показывает пример Индии, если рубль вырастет, из этого не будет ничего хорошего для экспортеров. Эффективному курсу валюты Индии достаточно было вырасти всего на 6% с апреля, и экспортеры уже стали говорить о потере конкурентоспособности. Можно себе представить реакцию крупных российских компаний в случае повышения рубля на 50%, которое, по идее, должно сопутствовать двукратному росту цен на нефть. Так что стабилизация пары доллар/рубль около 70 при падении котировок главных экспортных товаров еще не создает предпосылок для укрепления валюты. Но если рубль когда-нибудь и вырастет вдвое, у экспортеров из РФ наверняка будет возможность узнать о планах подобного укрепления и вовремя захеджировать валютный риск.
В возможности подорожания нефти в краткосрочной перспективе есть большие сомнения. На мировых рынках неделя началась с падения цен на нефть ниже $37,7 за баррель. Иран сообщил о планах увеличить экспорт на 500 тыс. барр./сутки, а не на 260–280 тыс., как предполагали последние прогнозы. Саудовской Аравии, вероятно, придется приватизировать доли в государственных нефтяных компаниях, чтобы покрыть дефицит бюджета. По всей видимости, это не лучшее время для приобретения активов, напрямую взаимосвязанных с котировками топливного сырья.
Несмотря на снижение долларового индекса CSI 300 (-2,88%) после негативных данных о прибыли компаний, мы рекомендуем динамично растущий портфель из 20–30 китайских акций к покупке. Падение прибыли госкомпаний на 9,5% за первые 11 месяцев года, означает просто то, что мы будем избегать эти бумаги и приобретать другие. Например, Poly Real Estate выросла на 57%, и Industrial Bank – на 41%, по сравнению с минимумом августа. В более долгосрочной перспективе рост китайской экономики на 6,9% в год делает ее перспективнее американской (+2%), еврозоны (+1,6% в год) и Японии (+1% в год)
На рынке акций в пятницу преобладал умеренный негативный тренд на фоне слабой торговой активности. Многие инвесторы, особенно иностранные, не участвовали в торгах по причине празднования Рождества. Значения индексов по итогам торгов: ММВБ – 1734 (-0,49%), РТС – 772 (-1,04%). Торговый оборот снизился до 11,4 млрд руб. Сегодня рынок акций открылся ростом индекса ММВБ на 0,1% и пока динамика индексов носит неустойчивый характер. Ожидаем консолидацию рынка по итогам дня
Ликвидность на валютном рынке в преддверии рождественских праздников была низкая. В четверг на фоне пустого экономического календаря и сокращенного дня в США евро укрепился против доллара США до 1,0955. В пятницу торги на рынке Forex не проводились.
В понедельник с открытия торгов в Азии наблюдается очередное ослабление доллара. Курс евро/доллар вырос до 1,0978 против 1,0952 к концу четверга. Сегодня многие рынки остаются закрытыми после Рождества. Низкая ликвидность на рынке сохранится до Нового года. Так как в четверг курс евро/доллар вырос, значит, в понедельник ожидается снижение.
Согласно техническому анализу внутридневные цели: максимум – 1,0980, минимум – 1,0935, закрытие – 1,0950. Внутридневная волатильность за последние 10 недель – 101 пункт (четыре знака). Курс евро/доллар восстановился с минимума 1,0869 до 1,0977. Уровень Ганна находится почти на одном уровне с максимумом от 22 декабря. На дневном периоде курс евро/доллар торгуется под трендовой линией на уровне 1,0975. Перед пробоем неплохо бы скорректироваться до линии баланса. Сигналом к запуску внутридневного прогноза станет падение курса ниже уровня 1,0965.
В 2015 году, компании, занимающиеся добычей нефти при помощи технологии оборудование для гидроразрыва и усеявшие своим оборудованием все богатые нефтью равнины в Америке, принесли в жертву нефти по цене 50 долларов за баррель все, что имели. Чтобы выжить после падения цен на энергоресурс на 50%, им пришлось уволить тысячи рабочих, сконцентрироваться только на самых крупных скважинах и использовать передовые технологии, чтобы выжать из них все до последней капли. Эти усилия, к удивлению многих обозревателей, оказались не напрасными. По состоянию на текущий месяц объем добычи нефти в США не более чем на 4% ниже 43-летних максимумов. В чем проблема? В том, что нефть уже стоит не 50 долларов, а около 35.
Для отрасли, которая уже дошла до предела своих возможностей по сокращению затрат, очередное снижение цен стало для них сокрушительным ударом. «Буровые компании не смогут выжить при стоимости нефти 30 долларов за баррель», — уверены аналитики добывающего сектора в Wood Mackenzie Ltd. в Хьюстоне. Управление по управлению энергетической информацией прогнозирует, что компании, работающих на сланцевых месторождениях в США, в 2016 году сократят производство на 570 тыс. баррелей в день. Именно такой капитуляции и добивается ОПЕК, наводняя мировые рынки своей нефтью, угнетая цены и усиливая давление на производителей с высокозатратными технологиями. Это рискованная стратегия, ее успех зависит исключительно от того, кто сдастся первым — буровые компании, или страны ОПЕК, не выдержав финансового давления.
Такие компании как Samson Resources Corp. and Magnum Hunter Resources Corp. уже подали на банкротство. Высокодоходные облигации энергетических компаний совокупной номинальной стоимостью около 99 млрд долларов продаются по бросовым ценам, а индекс высокодоходных энергетических облигаций США, рассчитываемый BofA Merrill Lynch, растерял практически все, что ему удалось набрать с 2001 года, при этом доходность приблизилась к десятилетнему максимуму относительно рынка в целом. «Ждите новых банкротств, новых кризисных распродаж активов и экстренных переоформлений задложенностей», — утверждает Джефф Джонс, управляющий директор инвестиционной компании Blackhill Partners в Далласе. «Нефть по цене 35 долларов за баррель, без сомнений, ускорит эти процессы».
Чтобы понять, почему объем производства резко сократится, нам нужно понять, каким образом оно выросло. Геологи уже давно знали про сланец. Они называют его нефтематеринской породой: нефть и газ сочились из сланца в пористую породу, откуда их уже можно было без труда добыть. Сам сланец был настолько непроницаемым, что скважины пересыхали практически мгновенно. Джордж Митчел, один из тех, кто бурил скважины наугад, в расчете на удачу, решил эту проблему при помощи горизонтально направленного бурения сланцевого пласта. Полученный туннель затем заполнялся водой, химическим составом и песком, создавая миллионы мельчайших трещин, через которые и проходит нефть и газ. Технология сработала, но она оказалась слишком дорогой для масштабного применения