В 2015 году китайский регулятор приложил немало усилий, чтобы оживить экономику. За этот период Народный банк Китая неоднократно девальвировал юань. Кроме того, четыре раза прибегал к снижению нормативов резервных требований для банков. Этот показатель был понижен с 20% до 17,5%. Ставку регулятор начал снижать еще в конце 2014 года и за это время пошел на смягчение шесть раз. К текущему моменту она понижена до уровня 4,35% от 6% в октябре 2014 года. Принимая во внимание тот факт, что все предпринятые меры пока не принесли желаемого результата и экономика Китая продолжает демонстрировать охлаждение, можно полагать, что НБК будет и далее стимулировать рост. Таким образом, вполне вероятно, что и в течение первого квартала 2016 года мы увидим меры, направленные на увеличение средств в экономике. Это может быть и смягчение требований к банковским резервам, и операции на открытом рынке, и другие способы контроля ликвидности, чтобы стимулировать рост экономики страны и удержать низкий уровень ставок на межбанковском рынке, что крайне важно в условиях оттока капитала. Еще одним вероятным способом стимулирования роста национальной экономики могут стать и государственные заказы на крупные суммы.
Стимулирующие меры должны будут привести к появлению «зеленых побегов» и, как только они появятся, сырьевые товары, в том числе и металлы, могут начать пользоваться спросом. Более того, есть основания полагать, что Китай может начать скупку металлов в стратегические резервы, и это будет выступать фактором, провоцирующим возобновление роста цен. Не стоит забывать и о таком факторе, как сокращение предложения. Низкие цены принуждают производителей снижать объемы производства. Это может не только способствовать сокращению излишков предложения, но и породить определенный дефицит, что спровоцирует рост цен. Например, о планах сокращения производства меди на 200 тыс. т в 2016 году уже договорились китайские компании Jiangxi Copper и Nonferrous Metals. Вкупе с ранее объявленной приостановкой компанией Glencore медедобывающих предприятий Katanga и Mopani, это может дать снижение предложения на 3,0–3,5%.
Мы рекомендуем открывать позиции на покупку меди. В пользу роста цен на медь так же свидетельствуют прогнозы Международной исследовательской группы по меди (ICSG). Они ожидают, что рынок металла будет в дефиците в течение следующего года. Предполагается, что дефицит поставок составит около 130 тыс. т в 2016 году
По словам Джанет Йеллен, экономическая экспансия не умирает от старости. То же самое верно и в отношении бычьих рынков. За 82 месяца упорного движения вверх индекс акции индекса Standard & Poor’s 500 подорожали втрое, а сам период в 2016 году может сдать вторым по продолжительности за всю историю, затмив даже бычий рынок 1950-х, во время которого цены на акции выросли в четыре раза. Однако теперь, когда ралли, поднявшее общую капитализацию на 15 трлн долларов, миновало основные поворотные пункты, самое время спросить себя, не сыграет ли время с ним теперь злую шутку. К примеру, Джефф Рубин, директор департамента исследований в Birinyi Associates Inc., не советует спешить с пессимистичными выводами. По его словам, уходить с рынка только потому, что цены растут уже долго — классический просчет, из-за которого инвесторы в конечном счете теряют деньги. Рубин считает, что сейчас нет никаких статистических оснований полагать, что «преклонный возраст» бычьего рынка делает вероятность падения в 2016 выше, чем в любом другом году.
Люди называли бычий рынок старым в пять лет, в четыре года, в самом начале, когда он двигался вверх безо всякой коррекции. Тот факт, что тренд длится определенное количество месяцев сам по себе не значит, что ему не удастся пройти еще столько же. «Этот принцип тут не работает», — утверждает Рубин. Однако, разве тот факт, что бычий рынок никогда не длился более десяти лет, не говорит о том, что по истечении этого срока вероятность разворота усиливается многократно? В некотором смысле этот так, но, допустим, к 2016 году ничего подобное не относится. Если мы подбрасываем монету, вероятность того, что выпадет решка двадцать раз подряд стремится, однако подбрасывая монету каждый раз, наш шанс увидеть решку все равно 50/50. Джанет Йеллен, глава Федрезерва, на своей последней пресс-конференции после повышения ставки по федеральным фондам, упомянула про длительность периода восстановления экономики. По ее словам, экспансии не умирают от старости, это миф. Не стоит думать, что дни восстановления сочтены. Этот вопрос возник в контексте монетарной политики по той причине, что ФРС поднимает ставку на поздней стадии бизнес-цикла — спустя шесть лет после начала восстановления. То же самое относится и к акциям, где S&P 500 только что завершил свой самый долгий восходящий забег в истории без повышения ставки, а его падение на 20% ознаменует начало медвежьего рынка.
«Допустим, бычий рынок или экономическая экспансия длится уже шесть или семь лет. Является ли этот факт достаточным основанием ожидать спада или разворота? Нет», — уверен Дэвид Браун, профессор финансов в Школе бизнеса при Университете Висконсина. «То, что инвесторы делают сейчас, отчасти, обусловлено влиянием истории. Инвесторы вообще по натуре своей всегда стремятся угадать, что ждет их там, за поворотом». Идея о том, что прошлое никак не влияет на будущее является основополагающей в теории случайных блужданий относительно динамики цен на акции. По данным агентства Bloomberg, с 1930 положительными для S&P 500 были 67% всех лет. После года спада вероятность его роста в следующем году составляет 63%. Вероятность того, что за годом роста последует еще один позитивный год составляет 66%.
По статистике S&P 500 с 1920 года, за последние 88 лет рост в США длился в среднем 57 месяцев и только дважды он превысил это значение (сейчас как раз один их этих двух случаев). Коэффициент оценочной стоимости относительно прибыли, подсчитанной в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, составляет 22.2, что на 31% выше среднего значения за период с 1936 года. Анализ затрудняется малочисленностью примеров. За последние сто лет было всего действительно длинных два бычьих рынка: один остановился спустя несколько месяцев, другой — дотком — длился еще три года. На какой нам следует ориентироваться?
«Наша выборка невелика», — жалуется Ким Шонхольц, профессор практики управления и директор центра мировой экономики и бизнеса в Нью-Йоркском университете. «Говорить, что цикл оценочной стоимости или цен на активы зависит от времени, значит предполагать наличие некоторой регулярности, которая, как нам известно, на финансовых рынках отсутствует». Что на самом деле способно убить бычий рынок? Вряд ли кто-то может дать однозначный ответ на этот вопрос. Некоторые инвесторы считают, что завышенная оценочная стоимость предвещает падение, другие указывают на инфляцию. История же свидетельствует о том, после Великой депрессии медвежьи рынки совпадали с экономической ресцессией в десяти случаях, при этом пик на рынке акций предшествовал началу рецессии примерно на девять месяцев. «Сомнения и опасения людей можно понять — в конечном счете, Федрезерв повысил ставку впервые за последние десять лет», — поясняет Маршал Фронт, старший инвестиционный директор в Front Barnett Associates в Чикаго. «Однако, учитывая то, что экономическая рецессия была беспрецедентной, не исключено, что и экспансия будет такой же».
На валютном рынке наступает спокойный предпраздничный период, а реакция на заседание ФРС от 16 декабря постепенно угасает. Доллар остается под давлением, интерес к риску снижается, несмотря на вчерашний рост на мировых фондовых рынках; ни одна долларовая пара пока не демонстрирует признаков важного прорыва. У американской валюты сейчас мало катализаторов, при этом такой период затишья на макроэкономическом фронте продлится до первой недели января -- тогда начнут поступать первые данные за декабрь; в связи с этим, мы полагаем, что динамика валют будет определяться общими настроениями и интересом к риску.
Китайские лидеры вчера согласовали экономический план на предстоящий год. Общие формулировки плана весьма размыты, однако, если верить новостному агентству Xinhua, он ориентирован на сокращение перепроизводства и финансовых рисков. Кроме того, этот план отражает интересную смену тактики и подхода к фискальной политике, где стимулы предполагается реализовывать через сокращение налогов, а не через фискальную экспансию. Рост австралийского доллара и новозеландского доллара на предыдущей сессии позволяет предположить, что инвесторы восприняли его положительно.
Доллар сдает позиции, поскольку рынок переоценивает свою первоначальную реакцию на заседание ФРС, однако пока ни одна долларовая пара не пробила ни одного ключевого уровня, возможно, это произойдет не раньше публикации очередной порции важной макростатистики
К середине торгового дня основные российские фондовые индексы ММВБ и РТС слабо повышаются по отношению к уровням предыдущего закрытия. Их текущий прирост стал возможен благодаря умеренно позитивному внешнему фону. Вместе с тем, локальный рынок вновь не в силах продемонстрировать более существенный отскок после резкой пятничной просадки. Цены на нефть продолжают оставаться низкими, и это сдерживает покупателей. Вероятный коррекционный отскок нефтяных фьючерсов уже не в силах поправить неблагоприятную среднесрочную картину. Ситуацию может исправить лишь новогоднее чудо, вероятность которого все же отлична от нуля. В связи с приближением новогодних праздников на локальном рынке уже начинает ощущаться спад торговой активности. В ближайшие дни российские акции окажутся под властью спекулянтов, что добавит им волатильности, но не придаст четкого вектора для направленного движения. К 15.00 мск индекс ММВБ повысился на 0,04%, индекс РТС подрос на 0,22%.