Одна из заметных проблем связана с обозначением количества этилового спирта в водке. Согласно классическому определению крепости водки, принадлежащему Д. И. Менделееву, ее следует обозначать как 40°. Но в последнее время многие российские заводы приняли для обозначения крепости водки обозначения типа: 40 % или 40 % vol. Дмитрий Иванович Менделеев в своей докторской диссертации доказал, что производство водки (в отличие от производства виски или джина) должно осуществляться не путем простого слияния объемов воды и зернового этилового спирта, а путем точного отмера определенной массы зернового этилового спирта. Для того чтобы это понять, разберем простой числовой пример, в котором покажем принципиальную разницу приведенных обозначений. Но предварительно заметим, что обозначение крепости в виде 40 % вообще не имеет смысла, так как не дает потребителю информацию, от чего исчисляются эти проценты — от массы или от объема. Итак, один литр водки, по Менделееву, имеет массу 953 г, из которой сорок частей приходятся на зерновой этиловый спирт. Эта величина составляет: 953 г 0,4 = 381 г. Данная композиция и является основой «Московской особой водки», имеющей крепость 40°. В литре такой водки 572 г воды и 381 г зернового этилового спирта. Далее. Если же на этикетке бутылки водки стоит надпись 40 % vol. (сорок процентов от объема), то в одном литре такой водки 40 объемных частей занимает спирт. Его масса (т) в одном литре водки равна: р = m/V; откуда m=pV= 0,794 г/см3 400 м3 = 318 г. Это и есть водка, имеющая обозначение 40 % vol. В литре такой водки 635 г воды и только 318 г зернового этилового спирта (такая водка, как легко показать, имеет крепость, по классическому определению Менделеева, с учетом контрактации (сжатия) спирта, не более 35°). СсылкаБыть добру!
- Ново-благословенная? - Осведомился он. - Бог с вами, голубчик, - отозвался хозяин. - Это спирт. Дарья Петровна сама отлично готовит водку. - Не скажите, Филипп Филиппович, все утверждают, что очень приличная - 30 градусов. - А водка должна быть в 40 градусов, а не в 30, это, во-первых, - а во-вторых, - бог их знает, чего они туда плеснули. Вы можете сказать - что им придет в голову? - Все, что угодно, - уверенно молвил тяпнутый. - И я того же мнения, - добавил Филипп Филиппович и вышвырнул одним комком содержимое рюмки себе в горло, - ...Мм... Доктор Борменталь, умоляю вас, мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это... Я ваш кровный враг на всю жизнь. "От севильи до гренады...". Сам он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Укушенный последовал его примеру. Глаза Филиппа Филипповича засветились. - Это плохо? - Жуя, спрашивал Филипп Филиппович. - Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор. - Это бесподобно, - искренно ответил тяпнутый. - Еще бы... Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок - это первая. Когда-то их великолепно приготовляли в славянском базаре. На, получай.
Сам он с этими словами подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик.
Кстати, только сейчас обратил внимание на описание горячей закуски, которой так ловко "оперирует" Филипп Филиппович. Помниться в фильме, Евстигнеев закусывал чем то вроде жульена - совсем не похоже на "темный хлебик". Оказывается, эта практически забытая закуска готовилась в "Славянском базаре" и представляла из себя небольшой бутербродик из обжаренного на сливочном масле ржаного хлеба с вываренным из сахарных косточек костным мозгом, подавался непременно в горячем виде.
Бизон, Я сразу смекнул, что эта коллекция из бывалошной жизни ... Тогда паленку редко можно было встретить .... А качество определяли по номеру разлива, считалось, что чем больше номер, тем хуже содержимое, особенно ценился первый разлив!
Тогда паленку редко можно было встретить .... А качество определяли по номеру разлива, считалось, что чем больше номер, тем хуже содержимое, особенно ценился первый разлив!
А разлив - это номер партии, пропущенной через новый угольный фильтр. Т.е. первая партия фильтровалась свежим фильтром, а восьмая - собирала всю гадость, оставшуюся после семи предыдущих заправок. Будучи студентами (ещё до 17.05.85), мы покупали водку не выше 4-го разлива. Если таковой не оказывалось, мы не ленились пройти до следующего магазина. Быть добру!