В одном из комментариев уже была высказана мысль, что главный смысл школьного предмета литературы в том, чтобы заставить думать. А наши классики тем и отличаются от практически всех современных писателей, что их ради развлечения не почитаешь. Чтение Чехова, Тургенева, Гоголя - это довольно серьезный умственный и душевный труд. Если нас не приучат к нему в школе, то что из нас получится? Стадо, которое не в состоянии критически анализировать поступающую информацию? Толпа, в которой каждый, при виде парня, бьющего девушку, постарается поскорее завернуть за угол? Готовы вы жить в таком социуме?
У меня такое ощущение, что очень значительная часть моего собственного поколения (я учусь на 3 курсе) думает, что благополучное высококультурное общество сложится вокруг него независимо от его собственных мыслей и действий, а точнее - бездействия.
Мне еще повезло: я учусь на математическом факультете и работаю в интересной молодежной организации (не МГЕР, если что). И там, и там людей, не думающих, практически нет. А вот многих ребят с юридического или экономического факультетов мне иногда откровенно жалко. Когда студенты старших курсов экономических факультетов на интересном предпринимательском форуме, сидели в коридоре и ждали ухода преподавателя, пообещавшего им зачет за посещение этого мероприятия, мне стало очень грустно за экономическое будущее нашего региона. И это в крупном государственном ВУЗе. Что сейчас происходит в училищах и школах, я анализировать не возьмусь, но не думаю, что там положение намного лучше. А ведь все это имеет самую непосредственную связь со школой и литературой.
Лично меня очень потряс Булгаков. Такая простая мысль из «Мастера и Маргариты» о том, что каждый в нашем мире обязательно получает то, к чему осознанно или неосознанно стремится! Учеба в университете, да и вся моя жизнь подтверждает это на 100% (для скептиков - богатых родственников у меня нет). И это лишь первое, что пришло в голову. На самом деле, школьный курс литературы оставил мне в разумное пользование очень много хорошего. Спасибо нашему учителю.
Кстати, об учителях. Может все же не стоит клеймить предмет литературы так огульно?
Ведь не виноваты наши классики в бездарности многих наших учителей, которых, если разобраться, не так уж и много. Проблема в том, что у многих учеников остается отрицательное впечатление об учителе с одной стороны из-за того, что учитель заставляет думать (а это для многих оказывается сложнее, чем работать напильником на уроке труда), а с другой стороны, точка зрения учителя очень часто не совпадает с точкой зрения ученика. При этом ученик не менее часто результат своей неспособности аргументировано и ясно донести собственную позицию до преподавателя трактует как авторитаризм последнего.
Не спорю, попадаются и преподаватели, не признающие точек зрения, отличных от своей собственной. Но вы никогда не задумывались, что умение вести эффективный диалог с человеком с противоположной точкой зрения и получать при этом положительный результат - один из ценнейших навыков в жизни? И я не о банальном конформизме говорю. При всем при этом не могу не сказать о практически полезной стороне литературы, которая, видимо, не столь очевидна, раз о ней не было ни одного комментария. Сразу несколько человек говорили о том, что школа должна не классической литературе учить, а концентрироваться на таких прикладных задачах, как составление заявлений (чуть не написал «исковых заявлений»).
Так вот, любой более-менее квалифицированный психолог скажет вам, что процессы мышления у человека очень сильно связаны с речью.
Проще говоря, если вы не владеете русским (или своим родным) литературным языком, едва ли вы намного дальше ушли в своем развитии, чем дворовые ребята в кепочках-восьмиклинках. При этом у вас может быть весьма высокий IQ. Хотя сравнивать уровень личностного развития с уровнем интеллекта по меньшей мере некорректно. А научить вас русскому литературному языку не сможет никто! Даже школа. Только сами, если будете читать. И очень много читать! Те, кто пробегают «Войну и мир» в сокращении, обворовывают себя просто невероятно: там же кладезь оборотов, форм, образов русского языка. Причем очень высокого русского языка.
Жизнь не ограничивается написанием заявлений и постов на Форумах. Неужели вас не достала банальщина, которую печатают в новогодних открытках. Хотя много ли еще осталось тех, кто может сам написать красивое небанальное поздравление дорогому человеку? Кому как, а мне в 20 лет – очень актуально!