Не слишком ли зависима Германия от российской энергетики?
Действительно, Германия сильно зависима от импорта углеводородов, и один из ее других источников газа – Нидерланды – быстро истощается. По оценкам Bloomberg, основанным на данных Москвы, в прошлом году Россия поставила в Германию почти 46% потребляемого в Германии газа и 59% нефти «(эти цифры не учитывают сделки между европейскими странами, изначально заключенные в России). Трамп, возможно, и преувеличивает, когда говорит о том, что Германия станет на 70% зависимой от российской энергетики с запуском «Северного потока-2». Но он определенно прав в том, что Германия потратила миллиарды на покупку энергии из РФ. В прошлом году, по данным российской таможни, Германия импортировала энергоносители из России почти на $22 млрд.
По словам Путина, жалобы Трампа основаны на его собственном стремлении продвинуть «интересы своего бизнеса» и продать свой СПГ Европе. Меркель же встала на защиту «экономических аспектов» «Северного потока-2», пообещав сделать так, чтобы Украина не оказалась полностью отрезанной от транзитного трафика. После комментариев Трампа на заседании НАТО, министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен в интервью BBC сказала: «У нас независимые поставки энергии, мы независимая страна, мы просто занимаемся диверсификацией».
Аналитики компании видят потенциал для снижения дисконта RUONIA к ключевой ставке Банка России в среднем на 10-15 базисных пункта с текущих 25 б.п. Они отмечают, что пауза в интервенциях на валютном рынке означает отток ликвидности, поскольку при прямых покупках валюты Минфином у ЦБ РФ налоговые изъятия не будут компенсироваться притоком рублей. При таких операциях «общий приток рублевой ликвидности в систему по бюджетному каналу окажется близок к нулю по итогам года». В Райффайзенбанке считают, что в отсутствие интервенций до конца сентября рынок недополучит свыше 600 млрд рублей, а если ничего не изменится до конца года, то речь будет идти уже об 1.6 трлн рублей.
В Wood Mackenzie ожидают, что к 2024 году главным драйвером роста спроса на нефть станет Индия, которая в этой роли потеснит Китай на вторую позицию. Аналитики компании полагают, что темпы роста спроса на «черное золото» со стороны индийской экономики в период с 2017 по 2035 составят в среднем 3.5 млн баррелей в сутки , а это одна треть глобального роста спроса.
Причины таких изменений — рост доходов населения и увеличение среднего класса, а с ними и рост необходимости в мобильности. В WoodMac предупреждают, что для обеспечения потребности в топливе стране потребуется в период до 2035 года нарастить мощности нефтеперерабатывающих заводов на 3.2 млн — 4.7 млн баррелей в сутки. Пока же планы в этом направлении крайне скромные — до 2023 ожидает ввод в строй мощностей лишь в 400 000 б/с.
Привлекательность облигаций федерального займа (ОФЗ) России снизилась, после того, как США ввели последние санкции, однако в ВТБ Капитал полагают, что в отсутствие новых мер массового бегства иностранных инвесторов ждать не стоит. Их доля в ОФЗ могла несколько снизиться в августе, но в банке напоминают, что при снижение с 28.2% до 28.0% в июле в абсолютном выражении вложения выросли на 24 млрд рублей. Аналитики также обращают внимание на то, что доля ОФЗ в портфелях нерезидентов уже сейчас чуть ниже или равна их весу в глобальном индексе, и не видят особых рисков, при условии, что геополитическая обстановка не накалится еще сильнее. В то же время для локальных инвесторов ОФЗ уже выглядят достаточно интересно, и в ВТБ сохраняют позитивный взгляд на бумаги с фиксированным купоном, особенно при сохранении консервативной стратегии, которую Министерство финансов избрало в отношении первичного рынка.
Главный коммерческий директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко предупредил о катастрофичных последствиях отказа России от транзита газа через Украину.
Он отметил, что потери экономики Украины будут даже более масштабными, чем потери российской экономики от введенных Западом санкций. «Напомню, что экономический ущерб от потери транзита для Украины составляет 3% [от валового внутреннего продукта]», — заявил Витренко. «Для украинского ВВП это примерно столько, сколько Украина трати на армию. Это фактически оставит Украину без возможности финансировать оборону».
Ранее глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявлял, что Украина зарабатывает до $3 млрд в год на транзите газа по своей территории. В 2017 объем транзитного газа вырос на 13.7% г/г и достиг максимума с 2010 года в 93.5 млрд кубических метров.