Столкнувшись с обвальным падением цен на нефть две ведущие страны, разрабатывающие месторождения Северного моря, выбрали две прямо противоположные стратегии стимулирования инвестиций: Великобритания предлагает налоговые каникулы, а Норвегия грозит строгими мерами тем компаниям, которые сокращают объемы добычи. Британия планирует продлить срок действия налоговых льгот на сумму 1.3 млрд ф.ст. (2 млрд долларов), предоставленных добывающим компаниям в марте, после того, как два из трех месторождений были признаны экономически невыгодными из-за снижения стоимости нефти. В свою очередь Норвегия забыла про пряники и схватилась за кнут: компаниям, сворачивающим проекты, может быть отказано в новых лицензиях на разработку арктических месторождений. Такие разные подходы напоминают нам об отличиях между истощенными британскими водами и нераскрытым потенциалом огромных месторождений у норвежских берегов Северного моря. Норвегия может себе позволить бескомпромиссность, тогда как Великобритания пытается продлить жизнь своих стареющих высокозатратных месторождений.
«Британский шельф в куда более плачевном состоянии, нежели норвежский», — отмечает Яранд Ристад, управляющий партнер в консалтинговой компании Rystad Energy AS в Осло. «Норвежский шельф по-прежнему генерирует стабильный поток денежных средств, а государство получает налоги, несмотря на спад». По словам Ристада, в этом году Норвегия добывает в два раза больше нефти, более того, операционные затраты на один баррель нефти не превышают 9.20 долларов — в три раза меньше, чем в Великобритании, где объем добычи упал на 71% до 850 тыс баррелей в день относительно исторического максимума, достигнутого в 1999 году на уровне 2.93 млн баррелей. Месторождения, открытые более четырех десятилетий назад, уже почти полностью выработаны. В Норвегии объем добычи тоже снизился, но всего лишь на 44% до 1.9 млн баррелей в 2014 году против максимума 2001 года на уровне 3.4 млн. Таким образом, Северное море является главным месторожением нефти Brent, на его долю приходится 3% мирового объема добычи.
За 17 месяцев стоимость нефти Brent упала почти на 60%, ниже 50 долларов за баррель, при этом нефтедобывающие компании на обеих берегах Северного моря сокращают инвестиции и снижают затраты. Норвегия сообщила о сокращении 25 тыс. рабочих мест в энергетическом секторе; по данным министерства финансов, в этом году расходы компаний сократятся на 11%. В Великобритании с начала 2014 года потеряли работу более 60 тыс. человек, работавших в этом секторе. Oil & Gas U.K. — отраслевая группа — в сентябре сообщила о том, что инвестиции в этом году могут сократиться на треть. Столкнувшись с огромными месторождениями, такими как норвежское Юхан Свердруп в 155 км на запад от Ставангера, высокозатратные проекты, направленные на поддержание добычи на старых месторождениях, первыми пойдут в расход. Maersk Oil сократила 220 рабочих мест в Великобритании в этом году из-за досрочного закрытия месторождения Янис в Северном море.
В Норвегии контролируемая государством компания Statoil ASA, крупнейший производитель в стране, отложила реализацию проекта по увеличению объемов добычи на месторождении Снорре на 300 млн баррелей, а также проекта по разработке арктических залежей Йохан Кастберг. Royal Dutch
Shell Plc год назад заявила о том, что, вероятно, закроет месторождение Драуген в Северном море на десять лет раньше запланированного ранее срока. В Statoil говорят о том, что увеличение налогов в 2013 году задержало проекты Снорре и Кастберг, однако Норвегия вовсе не собирается мотивировать своих нефтедобытчиков, как это делает Великобритания. Напротив, Нефтяной директорат Норвегии 15 октября предупредил компании о том, что, сократив добычу сейчас, они могут лишиться возможности получить новые участки в Арктике в следующем году. Министерство по делам нефти и энергетики в Норвегии также отметило, что может не продлить одну из лицензий Statoil на месторождении Снорре, если компания не предпримет меры, чтобы максимизировать объемы добычи.
По словам Кнута Ростада, пресс-секретаря Statoil, нефтедобывающим компаниям в первую очередь нужны стабильные условия работы. Хельг Хаммер, директор по производству в компании Faroe Petroleum Plc, которая работает на обоих берегах Северного моря, согласился с позиций Statoil относительно предсказуемости норвежского налогового законодательства, но также добавил, что «сожалеет, что норвежцы не сделали ничего, что могло бы поддержать инвестиции в зрелые и небольшие месторождения». Норвежский налог в размере 78% на самые прибыльные проекты, конечно, высок, но прямые компенсации на геологоразведку и другие вычеты снижают риски для компаний. Возможности в Баренцевом и Норвежском морях также дают стране преимущество перед Великобританией.
Производители не хотят ссорится с норвежскими властями в надежде на хорошие новые лицензии, отмечает Ян Вуд, вывший председатель нефтепромысловой сервисной компании John Wood
Group Plc, автор отчета по операциям Великобритании в Северном море. Британские компании продолжат сокращать рабочие места в следующем году, поскольку около половины месторождений просто не жизнеспособны при стоимости нефти 50-55 долларов за баррель. Между тем, сейчас нефть Brent стоит 48.08 долларов. «Для Северного моря настали трудные времена», — считает Вуд. Нужно время, чтобы снижение налогов привело к стимулирующему эффекту, поскольку нефть стоит слишком дешево. А Норвегия может может авторитарно заставить инвестировать средства в отрасль.
Отчет по рынку труда в США остался позади, теперь самое время сконцентрироваться на настроениях, царящих среди американских потребителей. Также внимание рынков будет приковано к макроэкономической статистике по Еврозоне, выступлениям представителей Центробанков и визиту премьер министра Израиля Бенджамина Нетаньяху в США. Итак, чего ждать от ближайших дней.
Федрезерв внимательно следит за поступающими экономическими данными, поэтому инвесторам не остается ничего другого, как делать то же самое. На предстоящей неделе Штаты публикуют отчеты по состоянию потребительского сегента. В частности, в пятницу Статуправление США обнародует показатели роста розничных продаж за октябрь, которые, согласно прогнозам, в отчетном периоде выросли на 0.3 процента м/м. Базовые продажи, не учитывающие автомобили и бензин, также, вероятно, выросли на 0.4 процета. Между тем, индикатор потребительских настроений, рассчитываемый Мичиганским университетом, скорее всего, в ноябре достигнет отметки 91.1 по сравнению с 90.0 в октябре.
Последние экономические индикаторы по Еврозоне говорят о том, что экономика региона продолжает восстанавливаться. По оценкам экономистов, за третий квартал ВВП в валютном союзе вырос на 0.4 процента в квартальном исчислении, и на 1.7 в годовом. Ожидается, что неплохие показатели продемонстрирует Франция (+0.3 процента после стагнации во втором квартале). В Германии показатель снизится с 0.4 до 0.3 процета.