Важным фактором для нефти могут послужить данные о запасах нефти в США: сегодня от института ADP, а завтра – от министерства энергетики. Технически возможен отскок по Brent вновь выше $50/барр., но общая ситуация говорит скорее о направленности динамики вниз, к $49/барр. Рубль, на общем фоне падения аппетитов к риску испытывает давление, растеряв половину своих достижений прошлой недели и уйдя к отметке 63,2. Так же как для нефти уровень $50, для пары доллар/рубль диапазон 63,0–63,2 сейчас выступает сопротивлением. Технически возможна локальная коррекция к 62,5, но в целом теперь динамика располагает скорее к росту пары и уходу к 63,7–64,0
В понедельник нефть упала на 5,3%, а пара доллар/рубль выросла только на 0,8%. Из-за этого цена нефти в рублях падала с 3250 до 3092. Во вторник рубль частично наверстал отставание от нефти, поэтому нефть в рублях поднялась до 3150. В итоге пара доллар/рубль выросла на 1% даже при подъеме нефти на 1,3%. Для нас главное, что отметка $50 по нефти Brent выдержала. Мы ждем отскока обратно к максимумам, и соответственно роста рубля.
Что касается рынка Forex, то здесь пара евро/доллар продолжает штурмовать отметку 1,14. Пока она делает это безуспешно, заскок на 1,1410 был очень недолгим. Германский индекс экономических настроений ZEW показал падение с 12,1 до 1,9 против прогноза 6,5, это немного охладило пыл евровых «быков». От ФРС поступили новые сигналы о том, что с повышением ставки торопиться не стоит. Представитель ФРС Брайнард («голубь» с правом голоса) хочет подождать с повышением ставки до тех пор, пока нисходящие риски для экономики не начнут исчезать. Таким образом, в стане явных «голубей», где пока были явно отмечены только Кочерлакота и Эванс, прибавился еще один. Также ФРБ Сан-Франциско выпустил отчет, в котором сообщает, что темп нормализации монетарной политики ФРС будет даже еще более постепенным, чем ожидалось, учитывая неопределенность в вопросе реальных процентных ставок.
Мы по-прежнему ждем скорого прорыва отметки 1,14. Пара евро/доллар здесь держится явно лучше других пар, которые в последние сутки ушли на коррекцию. Особенно отличился британский фунт, который рухнул более чем на фигуру после того, как данные об инфляции за сентябрь показали ее рост слабее, чем ожидалось (в годовом выражении ИПЦ упал с 0%, до минус 0,1%). Ранее представители Банка Англии выступали в том же ключе, что и представители ФРС, намекая на скорый подъем ставок, и такие данные, конечно, отодвигают предполагаемое повышение.
Вообще практически во всех развитых странах угроза дефляции стала эпидемией, с которой те же ЕЦБ и ЦБ Японии до сих пор борются с помощью печатного станка. И ведь в США ситуация немногим лучше. В четверг будут публиковаться данные о ИПЦ за сентябрь, и здесь ожидается падение годовой инфляции с 0,2%, до минус 0,1%. Трудно понять о каком повышении ставки тут можно вести речь, ведь целевой уровень инфляции у ФРС составляет 2%, а в мандат ФРС входит не только поддержание стабильности на рынке труда, но и инфляции тоже. Правда, ФРС смотрит на самом деле не на ИПЦ, а на так называемый индекс цен личного потребления. По данным на август, он сейчас находится на уровне 0,3% по общему показателю и на уровне 1,3% по стержневому (без учета цен на энергоносители). Но все равно очень далеко от цели. Но дело даже не в статистике. На наш взгляд, в паре евро/доллар налицо восходящий тренд, и мы ждем его развития
Решение Федрезерва в сентябре сохранить статус-кво лишний раз доказывает, насколько сложно центральным банкам завершить свои программы экстренного стимулирования, начатые после кризиса 2007 года. Нерешительные колебания главы ФРС Джанет Йеллен и паника на рынке, начавшаяся еще в августе, подтверждает тот факт, что просто так взять и перекрыть монетарные стимулы, не спровоцировав новый мировой кризис, невозможно.
Рынки привыкли жить в условиях низких ставок, которые привели к увеличению долгов частного и государственного секторов на 57 трлн долларов в период с 2008 по 2015 годы. Более половины этой суммы приходится на государственный долг. Это результат финансовых стимулов и мер по спасению банковской системы. В большинстве развитых экономик выросли также и долги домохозяйств, США в данном плане исключение, поскольку в этой стране финансовое положение домохозяйств улучшилось за счет дефолтов по кредитам на покупку недвижимости.
Федрезерв понимает, что повысить ставку слишком быстро или слишком высоко — значит сбросить на рынки атомную бомбу. Вся система может рухнуть, и не следует думать, что регуляторы смогут в очередной раз все уладить. Их ударная сила растеряла свою мощь, поскольку их балансы в значительной мере зависят от рыночных колебаний, а их репутация серьезно пострадала, поскольку меры, которые они предпринимали для укрепления экономики, оказались неэффективными.
Все знают, что низкие ставки на протяжении длительного времени — это не решение. Это подготовка к новому финансовому кризису. С этой точки зрения нам нужно привыкать к мысли о том, что капитализм будет переживать более частые встряски, поскольку домохозяйства не готовы сокращать свое потребление, а политики не хотят решать ключевые проблемы
Австралийский доллар на удивление спокойно воспринял очередную порцию дурных вестей из Китая, который сообщил о снижении темпов инфляции на фоне общего замедления экономической активности (1.6% г/г против прогноза 1.8% и 2.0% за пред. период). Между тем, реакция австралийской валюты, обычно чутко реагирующей на экономические новости из Китая, объясняется просто: инвесторы ждут от РБА снижения ставки. Westpac Banking объявил о намерении поднять ставки по ипотечным кредитам на 20 базисных пунктов, чтобы компенсировать растущие требования к поддержанию капитала. Многие трейдеры и аналитики уверены, что другие кредитные организации Австралии последуют его примеру, вынудив тем самым регулятора снизить ставку, чтобы не допустить охлаждения экономики.
В частности, Goldman Sachs добавил еще одно снижение ставки РБА в свой прогноз на 2016 год: «Мы сохраняем свой прогноз по снижению ставки на 25 базисных пунктов в ноябре, а также не исключаем возможность снижения в декабре, хотя, скорее всего, РБА предпочтет выждать время до 1 квартала 2016 года. Скорее всего, очередное снижение произойдет в марте 2016 года после публикации данных по инфляции за 4 квартал 2015 года. Таким образом, учетная ставка РБА в 1 кв. следующего года спустится к 1.5% и зафиксируется на этом уровне до 2018 года».
Эксперты Morgan Stanley провели анализ сравнения динамики изменения объемов иностранных активов европейских банков и динамики курса евро/доллар. Между этими двумя параметрами, действительно, существует тесная корреляция. Если обратить внимание на то, что изменение объемов иностранных активов является опережающим евро/доллар показателем, а также на то, где именно сейчас находится текущее значение данного показателя, то курс евро/доллар в настоящий момент должен был быть где-то на уровне 1.2000, утверждают эксперты Morgan.
«Причина, по которой евро/доллар торгуется ниже этого уровня — ожидания стимулирующих действий ЕЦБ. Поэтому евро сейчас торгуется со значительным дисконтом. Ожидаемые со стороны Центробанка Европы дополнительные стимулирующие меры должны вернуть доходность европейских облигаций на те уровни (сделать доходность ниже текущей), при которых иностранный спрос на использование евро в качестве валюты финансирования возобновится с новой силой. Резкое падение спроса на кредиты также может быть связано с относительной стоимостью этих кредитов. В марте кредиты в евро были более привлекательны, нежели сейчас, когда доходность по облигациям на 50 базисных пунктов выше», - комментируют свое мнение эксперты Morgan Stanley.