При этом добыча ОПЕК, которая достигла рекордных уровней, существенно смещена в сторону более тяжелых сортов нефти. Трансформация структуры предложения влечет за собой изменение спредов – так, спред WTI-Brent сузился с рекордных $13 до менее $3 на баррель. В свою очередь это создает предпосылки для изменения торговых потоков. В последние несколько лет импорт легкой низкосернистой нефти в США снижался, но сейчас узкие спреды привели к тому, что снова начались поставки легкой нефти из Западной Африки и Северного моря в США. Повышение спроса на эту нефть со стороны США означает, что доступность легкой нефти для азиатских потребителей уменьшится. Это, вероятно, вновь отразится на ценовых разницах
По данным Росстата, в сентябре годовой рост потребительских цен в России замедлился до 15,7%. Это немного ниже показателя, рассчитанного на основе недельных данных, и консенсус-прогноза агентства Bloomberg (оба – 15,8%). Усилившаяся дезинфляция в сфере услуг компенсировала ускорение роста цен в непродовольственном сегменте, достигшего 15,2% г/г. С точки зрения денежно-кредитной политики, представленные данные являются нейтральными, в связи с чем мы полагаем, что на ближайшем заседании совета директоров Банка России, которое состоится 30 октября, ключевая ставка будет оставлена неизменной
Долговой рынок вырос накануне следом за подъемом фондовых площадок и котировок нефти. В то же время сильные драйверы на рынке по-прежнему отсутствовали, а объемы торгов были небольшими. ОФЗ прибавили около 50–80 б.п., доходность опустилась на 15–20 б.п. В корпоративном сегменте покупки прошли по займам Башнефть-1, ВТБ БО-26, ФСК-21. Евробонды прибавили около 20 б.п. Россия-43 подорожал сразу на 130 б.п., до 97% от номинала, Россия-23 – на 70 б.п., до 101,9% от номинала. Без закрепления нефти выше $50 за баррель Brent, дальнейший рост видится нам маловероятным. Учитывая, что за последний месяц котировки сырья неоднократно резко отказывались от этого уровня к $47–47,5, уводя за собой и котировки отечественных активов, мы рекомендуем с осторожностью продолжать игру по сложившемуся тренду.
Цены на золото в понедельник начали снижаться: трейдеры закрывали короткие позиции или фиксировали прибыль, после того как в пятницу рынок золота продемонстрировал самый значительный рост за восемь месяцев. В понедельник торги закрылись на уровне $1136 за унцию: давление на котировки оказывали участники рынка, которые считают, что повышение процентной ставки ФРС в текущем или в будущем году неизбежно снизит привлекательность золота. Цены на платину в понедельник начали постепенно восстанавливаться и завершили сессию на уровне $914 за унцию, прибавив 0,5%, тогда как палладий подешевел на 1% – до $692 за унцию.
Снижение вероятности повышения ставки ФРС способствовало возобновлению роста цен на серебро в понедельник. Вчера на закрытии торгов котировки достигли $15,66 за унцию, поднявшись за последние две сессии на 7,7%. Мы по-прежнему считаем, что ставка ФРС будет повышена в текущем году, и полагаем, что ралли на рынке серебра будет кратковременным. С одной стороны, серебро, которое относится к сырьевым товарам «позднего цикла», может получить поддержку на фоне роста спроса в Китае. С другой стороны, рынок серебра может испытывать давление, как и прочие рынки драгметаллов, в том числе из-за сильной корреляции с ценами на золото.
Мы полагаем, что трейдеры на рынке драгметаллов сфокусируют внимание на протоколах сентябрьского заседания ФРС, которые выходят в четверг. Участники рынка ждут сигналов о сроках повышения ставки
Неделя началась в позитивном ключе: заметно подорожали нефть, рубль, акции РФ, евробонды и, соответственно, ОФЗ. Наиболее длинные рублевые госбумаги прибавили от 50 б.п. до 100 б.п., доходность на дальнем конце кривой снизилась до 10,75%. Максимальная доступная доходность в сегменте ОФЗ составляет сейчас приблизительно 11%, она наблюдается в диапазоне дюрации от полутора до пяти лет. В дополнение к приведенным выше положительным рыночным факторам в понедельник вышла сентябрьская статистика по инфляции, согласно которой рост цен за месяц составил 0,6%. Это подтверждает наш взгляд, что инфляция в РФ уже несколько месяцев как снизилась до своего «нормального» уровня и в дальнейшем будет составлять 6–7% в год. Рост цен в последнюю неделю сентября составил 0,1% против 0,2% неделей ранее. Накопленная инфляция составляет в этом году 10,4%, к концу года показатель достигнет 12,5%. Таким образом, расчет на снижение инфляции, ключевой ставки и доходности ОФЗ до однозначных значений в ближайшие месяцы остается вполне оправданным. Идея покупки длинных ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ 26207, 26212) не теряет актуальности. Эти бумаги обещают обогнать все остальные рублевые облигации по доходу, который они принесут держателю в ближайшие шесть месяцев
Опубликованные в понедельник данные о деловой активности в еврозоне и ряде стран лидеров этого региона указывают на продолжение замедления темпов экономического роста.
Обнародованные данные о деловой активности в секторе услуг Германии и еврозоны ясно подтверждают это. Германский показатель упал до 54,1 пункта в сентябре против 54,3 пункта в августе. В еврозоне индекс деловой активности в секторе услуг понизился до 53,7 пункта против 54. Схожее падение происходит и в Испании (55,1 пункта против 59,6), и в Италии (до 53,3 пункта против 54,6). Только французский индикатор вырос до 51,9 пункта против 51,2. Опубликованные цифры указывают на замедление, что должно также явиться дополнительным стимулом для Марио Драги, чтобы сегодня в своем выступлении опять затронуть тему расширения программ помощи экономике еврозоны.
Ранее опубликованные данные о потребительской и производственной инфляции в зоне евро ясно демонстрируют продолжение сползания региона в дефляционную яму. В конце прошлого года подобная динамика заставила ЕЦБ уже в марте расширить ранее принятые стимулы программой количественного смягчения, что привело к ослаблению евро. Подобная картина наблюдается и в настоящий момент, что вынуждает думать о повторении действий ЕЦБ. Поэтому, если сегодня Марио Драги будет опять говорить о расширении стимулов и если конкретизируется хоть как-то в этом вопросе, можно будет ожидать локального снижения евро, который абсолютно не выиграл после сильного падения ожиданий повышения процентных ставок Федрезервом в этом году.
Мы уже указывали на то, что любое отсутствие перспектив в повышении ставок в Штатах прямо пропорционально будет усиливать ожидание дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ЕЦБ, что будет приводить к ослаблению евро из-за повышения предложения центробанком еврозоны денег в финансовой системе.
Помимо выступления Марио Драги, сегодня рынок также будет следить за выходом цифр индекса деловой активности (PMI) Канады. Предполагается, что показатель упадет с уровня 58 пунктов до 54 пунктов. Это может оказать локальное давление на канадский доллар, но его снижение также может стать ограниченным, если слова Драги вызовут рост склонности игроков к рискованной игре, что может вызвать повышение котировок сырой нефти.
Согласно опубликованным вчера данным Росстата, инфляция в сентябре составила 0,6% м/м, что лишь немногим меньше наших предварительных оценок (0,7% м/м). При этом она оказалась ожидаемо выше, чем в августе (0,4% м/м), когда несмотря на эффект от ослабления рубля она не смогла разогнаться сильнее из-за сезонности (поступления нового урожая). То, что в итоге в этом сентябре цены выросли чуть меньше, чем в сентябре 2014 года (0,65%, когда инфляция также была повышенной) позволило показателю инфляции год к году снизиться до 15,7% против 15,8% в августе.
Между тем, очевидно, что инфляция месяц к месяцу в 0,6% слишком высока для сентября. Как мы уже отмечали, раньше такие темпы роста цен в сентябре можно было наблюдать только в связи с разовыми факторами. Если прежде к ним в основном относилась засуха, то сейчас таким разовым фактором является эффект переноса ослабления рубля на цены.
Более детальный анализ компонент инфляции лишь подтверждает наши предположения о том, что сейчас главной причиной выраженного роста цен служит проинфляционный эффект от падения курса рубля в июле–августе 2015 года. Как видно из данных, наиболее быстрое ускорение инфляции наблюдается в продовольственном и непродовольственном сегментах. В продуктовом секторе вместо характерного для сентября при прочих равных небольшого снижения цен, в итоге зафиксирована инфляция в 0,4% м/м после -0,7% м/м в августе. Это, по нашим оценкам, обеспечило 0,2 п.п. из общих 0,6% инфляции в сентябре. Инфляция непродовольственных товаров после повышения в августе до 0,75% в сентябре подскочила до 1,1% м/м, что дало еще около 0,4 п.п. общей инфляции. Хотя сентябрьское удорожание непродовольственных товаров вдвое–втрое ниже рекордных уровней января и февраля 2015 года (3,2% и 2,1% м/м соответственно), когда эффект от девальвации был максимальным, тем не менее, остается достаточно сильным.