Напомним, что на прошлой неделе Fitch повысило прогноз по рейтингу России до «позитивного», однако сегодня Эрих Арис, директор департамента суверенных рейтингов агентства, сообщил, что возможное расширение американских санкций на российские долговые активы может не позволить Fitch повысить рейтинг страны.
В настоящий момент суверенный рейтинг России, присвоенный агентством Fitch, находится на уровне BBB-, что является самым низким инвестиционным рейтингом. Fitch – единственное из трех крупнейших рейтинговых агентств (помимо S&P и Moody’s), удерживающее суверенный рейтинг РФ выше «мусорного».
Если уголь – это «король», тогда Китай, который сжигает половину поставляемого в мире угля ежегодно, - это покрытый копотью император. Но вместо этого Поднебесной хотелось бы быть газовым гигантом. Китайские чиновники долгое время ратуют за природный газ с более чистым сгоранием в качестве альтернативы углю, но мешают высокие цены, быстро растущий спрос на энергию и бюрократическая бескомпромиссность.
Но ситуация начинает меняться: цены на газ в Азии упали на две трети с 2015 года, а политики Поднебесной все сильнее нервничают по поводу недовольством загрязнением воздуха, выказываемым средним классом. Согласно результатам недавнего исследования Чикагского университета, граждане КНР живут в среднем на три года меньше, чем могли бы, если бы воздух был чище. И во многом это связано с масштабным потреблением угля.
Цены на СПГ в Азии этим летом торговались в районе минимальных более чем за 10 лет уровней – в диапазоне $5-$6 за миллион британских термальных единиц. А уголь тем временем вернулся к максимумам 2012 года в районе $90 за метрическую тонну после падения к минимуму $50в 2016 году. Таким образом, дополнительные затраты на покупку СПГ вместо угля в Азии в настоящий момент составляют порядка $2-$3 – это минимальное значение с начала века. Стремительно растущий экспорт природного газа из США и Австралии вкупе со стремлением Китая держать под контролем собственное предложение угля означают, что премия будет оставаться низкой в течение длительного периода, подталкивая к переходу на газ.
Причем даже если спред расширится, сохранение низких цен на энергию больше не в приоритете промышленной политики Поднебесной. Чиновники хотят ограничить инвестиции в такие энергоемкие отрасли, как производство стали и алюминия, в рамках борьбы с загрязнением воздуха и попыток предотвращения возникновения долговых проблем государственных сталелитейных компаний.
Что касается вопроса загрязнения, газ сжигается чище, чем уголь, а также может помочь Китаю более эффективно использовать свою быстрорастущую армию ветровых и солнечных электростанций. Львиная доля вырабатываемой в КНР возобновляемой энергии уходит в никуда, отчасти по причине того, что возобновляемую энергию, которая доступна только при благоприятных погодных условиях, сложно интегрировать с энергосистемой, заточенной под угольную энергетику. Газовые турбины, которые можно включать и отключать гораздо быстрее, чем угольные, служат идеальным дополнением для возобновляемой энергии, когда нет ветра. А в силу подверженности Китай землетрясениям газ является более подходящим вариантом, нежели атомная энергетика.
Последствия могут быть масштабными, в том числе для США, которые нацелены на статус экспортирующей природный газ державы, и для России, которая уже долгие годы ведет переговоры с Китаем о продаже газа. В выигрыше также могут оказаться китайские импортеры СПГ - Cnooc и Sinopec, которые смогут повлиять на низкие цены на поставляемый морем газ и пересмотреть условия текущих контрактов или подорвать позиции доминирующего внутреннего игрока – Китайской национальной нефтяной корпорации. Такие газораспределительные компании, как ENN Energy Holdings, которые в основном снабжают индустрию и резидентов на данный момент, могут также выиграть от изменения ситуации, если сумеют вторгнуться в быстрорастущий газовый сектор энергетики.
На данном этапе природный газ – лишь эпизодический игрок в китайской энергетике. В прошлом году с этого фронта пришли всего 4% мощностей. Уголь же остается «королем», и его явное доминирующее положение – 57% установленной мощности – изменения будут происходить не так быстро. Но ничто не вечно. Через десять лет газовая энергия получит гораздо более широкое распространение в самой густонаселенной в мире стране.
Как и ожидалось, сегодня замминистра финансов РФ Владимир Колычев выступил в Москве на конференции, организованной Fitch Ratings, и вот, что он сообщил:
- сальдо счета по текущим операциям России теперь сходится и при нефти в $40 за баррель, в то время как несколько лет назад эти цифры составляли $90-$100;
- макроэкономическая политика должна быть «скучной», так как она подразумевает низкие ставки, низкую инфляцию, низкие риски и более высокие темпы роста;
- госкомпании должны платить дивиденды на уровне 50% от прибыли, правительство должно убедиться, что такие выплаты не будут угрожать стабильности этих компаний.