Правительства не имеют достаточного количества монетарных и фискальных боеприпасов, необходимых для борьбы с новыми шоками или для преодоления новой рецессии. Существует вероятность резкого ускорения инфляции, в результате чего очень сильно возрастет риск “внезапного” подскока доходностей облигаций, который приведет к ужасной развязке в инвестиционной вселенной, построенной на предположениях о том, что низкая инфляция — это навсегда.
Усиливающийся американский доллар может привести к внезапному сквизу ликвидности и масштабному бегству капиталов из развивающихся рынков, которые теперь составляют 60% мировой экономики. Развивающиеся рынки являются теперь достаточно большими, чтобы кризис в них поглотил и весь старый мир, если регуляторы не сумеют взять контроль над разворачивающимися событиями.
В настоящее время банки имеют более высокие коэффициенты капитализации, чем в 2007 году, и сегодня они несут меньшую опасность, но риск переместился в пенсионные фонды, страховые компании и компании, управляющие активами, которые контролируют $160 трлн. глобального богатства (в том числе $45 трлн. активов в теневом банкинге), размещенного в “переполненных трейдах” с узкими выходами. Кризис может возникнуть в любой из этих категорий участников рынка. Они вполне могут внести совместный вклад в запуск кризиса.
Глобальный долг вырос с 179% от мирового ВВП по состоянию на момент, предшествующий кризису Lehman, до 217% от мирового ВВП на сегодняшний день, при этом в процесс выстраивания левериджа были втянуты развивающиеся рынки. За последнее десятилетние долговой коэффициент в развивающихся странах вырос на 63%. Уже видны признаки, что в некоторых из этих стран, в том числе и в Китае, финансовый цикл подходит к концу. Эти страны ожидает долгое похмелье.
Государственный долг достиг рекордных вершин в поствоенную эпоху как в развитых, так и в развивающихся странах. Доходные части бюджетов оказались завышенными благодаря экспансии финансовых рынков и за счет непредвиденного вала налоговых поступлений в виду благоприятных условий в экономике. Это Фаустовский пакт. Невоздержанное использование долгов позволяет перетащить процветание из будущего в настоящее, но в конечном итоге это будущее наступает – и кусает за хвост: дополнительный долг ведет к “более глубоким и продолжительным спадам”.
“В деле стимулирования экономической активности при помощи долга существует предел”, — сказал Хюн-Сон Шин, руководитель исследований банка.
БМР заявляет, что в этих обстоятельствах правительства должны пройти по коварной, узкой тропинке, ступая осторожно, чтобы не убить экономическое восстановление чрезмерным ужесточением монетарной политики, в то же время не позволив высвободиться из бутылки инфляционному джинну из-за чрезмерного перегрева экономики. И за ту, и за другую ошибку назначено суровое наказание.
Обязательным условием является создание “фискального пространства”, пока все идет хорошо. Администрация Трампа делает нечто полностью противоположное, выдавливая бюджетный дефицит к отметке 5% от ВВП в верхней точке экономического цикла, когда разрыв выпуска уже закрыт. В таких условиях бюджетный дефицит должен быть примерно равен нулю.
Несмотря на то, что БМР осторожен при выборе слов, чтобы не сваливать всю вину на США, банк рассматривает непрофинансированные налоговые послабления г-на Трампа и более высокие бюджетные расходы как безрассудство. Эти стимулы заставят Федеральный Резерв повышать процентные ставки более быстрым темпом и сильно обогнать в этом процессе Европу и Азию. В результате этого возрастает риск резкого укрепления доллара, что, в свою очередь, грозит обрушить масштабное сооружение из долларового долга, возведенное за пределами американской юрисдикции.
БМР утверждал ранее, что за пределами США объем глобального кредитования взорвался до примерно $25 трлн., если включить в эту сумму “эквивалентные кредитам” свопы и деривативы. Все это произошло в результате утечки из США количественного смягчения и нулевых ставок. Компании, осуществлявшие кредитование в американской валюте, — это преимущественно европейские и азиатские банки. Это кредитование подталкивало рост глобальных активов и придавало силу кредитному буму, когда все было хорошо.
Перед сегодняшним открытием российского фондового рынка нейтральный внешний фон. Мы ожидаем открытия индекса Московской биржи с небольшим гэпом вверх, в течение дня ему по силам продолжить рост – сдвиг в отношениях России и западных стран создают позитивный сентимент для российского фондового рынка. Индекс Московской биржи будет торговаться на уровнях 2245-2260 пунктов, индекс РТС проведет день в коридоре 1120-1130 пунктов.
Внешний фон способствует укреплению рубля – нефтяные котировки закрепились в районе $77,5, а предстоящая встреча Путина и Трампа свидетельствует о потеплении отношений России и США, в перспективе это должно привести к притоку иностранных средств в российские акции и облигации. Сегодня рубль может отыграть ещё часть позиций у доллара и евро. Курс доллар/рубль сегодня будет находиться в диапазоне 62,4-63, а евро/рубль – 72,5-73,5.
После двух подряд дней роста, вчера и сегодня утром, нефтяные котировки консолидируются в районе $77,5-78. Как мы видим, рынок быстро переварил решение ОПЕК по повышению квот на добычу на 1 млн баррелей в сутки. Сейчас в центре внимания другие факторы. Прежде всего, – это возможные новые санкции в отношении Тегерана: США призывают полностью сократить покупки иранской нефти с ноября. Экспорт Ирана составляет порядка 2 млн баррелей в сутки (при добыче 3,8 млн баррелей в сутки) – это существенные объёмы. Если они уйдут с рынка, это будет хорошим подспорьем для нефтяных котировок. Остальные факторы – падение запасов нефти в США с началом автомобильного сезона, падение добычи в Венесуэле и Иране, приостановка экспорта нефти из Канады – также играют на руку нефти. На наш взгляд, в ближайшее время Brent может предпринять попытку штурма психологически значимого уровня в $80 за баррель. Актуальный коридор для нефти на сегодня составляет $77-78.
В четверг, 28 июня, торги по евро закрылись в небольшом плюсе. Евро подорожал к доллару на фоне технической коррекции и общего ослабления американского доллара. Смягчение риторики администрацией Дональда Трампа в отношении китайского импорта способствовало на рынке повышению спроса на рисковые активы. Курс евро восстановился с 1,1527 до 1,1600. Дневная свеча закрылась на уровне 1,1568.
Цена биткоина сохраняется ниже психологического уровня в $6 000 за одну цифровую монету. На данный момент среднедневное число транзакций биткоинами, по данным BitInfoCharts, находится вблизи уровня 200 000. С точки зрения фундамента, этого недостаточно для того, чтобы цена криптовалюты пошла вверх.