Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на 2 источника (инкогнито), осведомленные о ходе событий, Министр энергетики РФ Александр Новак планирует в среду (завтра) встретиться с ключевыми производителями нефти в Москве, чтобы обсудить ситуацию с сокращением производства до поездки в австрийскую Вену. Пресс-служба Министерства отказалась от официальных комментариев по этому поводу.
Согласно комментариям министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, страна примет участие в предстоящих переговорах между ОПЕК и стран-производителей вне Картеля. Казахстан будет оценивать позиции других партнеров. Никакого решения о сокращении объемов добычи не принято на данный момент.
На двух ключевых фондовых рынках мира появился новый крупный инвестор – государство. Как показал анализ Wall Street Journal, по состоянию на конец сентября Центробанк Японии входил в топ-10 акционеров 30% всех компаний в составе трех основных фондовых индексов страны. А не далее как шесть лет назад присутствие Банка Японии на рынке было совсем незначительным.
В Китае за последний год два крупнейших государственных инвестиционных фонда, являющихся частью так называемой национальной команды, вошли в топ-10 акционеров 39% котирующихся компаний, о чем свидетельствуют результаты исследования UBS по состоянию на конец сентября. Эти цифры четко указывают на роль, которую власти играют на рынках после почти десяти лет агрессивной интервенции. Государственные пенсионные фонды и фонды национального благосостояния уже давно являются крупными держателями акций. Однако новая волна активного участия государства уникальна в том, что нацелена она прежде всего на оказание поддержки рынкам и экономикам.
По мнению трейдеров, покупки со стороны властей искажают стоимость акций в силу того, что инвесторы выстраивают стратегии, опираясь скорее на действия правительства, нежели на фундаментальные показатели той или иной компании. Беспорядочные покупки государством также могут ослабить давление на менеджмент компаний в разрешении некоторых проблем, которые могли негативно отразиться на динамике их акций. И здесь встает вопрос: как в конечном итоге власти собираются сокращать свои доли? Эта обеспокоенность, по мнению некоторых экспертов, может заставить инвесторов воздержаться от формирования более долгосрочных прогнозов.
«Если говорить на языке спекулянтов, Банк Японии стал большим «китом» на рынке, - комментирует Марк Мобиус, глава направления развивающихся рынков в Franklin Templeton Investments. – Многие инвесторы все больше сфокусированы не на базовых показателях компании, а на ежедневных покупках Банка Японии». Покупки акций со стороны госструктур Японии и Китая раздувают и без того огромную массу активов Центробанков по всему миру.
Федрезерв, ЕЦБ и Банк Японии владеют государственными облигациями на триллионы долларов, которые они приобрели, чтобы снизить процентные ставки. ЕЦБ и Банк Англии также запустили покупки корпоративных облигаций в надежде стимулировать инвестиции. Национальный Банк Швейцарии является держателем преимущественно иностранных облигаций на сумму около 500 млрд долларов, а также акций иностранных компаний более чем на 100 млрд долларов, скупленных в попытке ослабить франк.
Банк Японии начал покупать биржевые индексные фонды, отслеживающие фондовые индексы, в декабре 2010 года. В июле регулятор увеличил ежегодный целевой размер программы до 6 трлн иен (53 млрд долларов). К концу ноября активы Центробанка взлетели до 13 трлн иен, что равно примерно 2/3 от средств, находящихся во всех японских ETF, показал анализ Journal на основе данных от самого банка и агентства Morningstar.
Банк Японии не афиширует, какие ETF он приобрел, но вполне можно оценить текущий состав активов по отдельным компаниям, распределив общие приобретения ETF регулятором по трем основным фондовым индексам страны - Nikkei 225, Topix и JPX-Nikkei 400, а затем определить объем его собственных акций, взвесив каждую компанию в индексе. Результат, конечно, лишь приблизительный, отчасти потому что Банк Японии приобретал ETF в различные периоды времени, когда вес индексных ETF мог меняться. Тем не менее, аналитики, ознакомившиеся с методологией Journal, не получили ощущения масштаба. Банк Японии может являться крупным держателем акций таких компаний, как Mitsumi Electric Co. (с долей в 16,8 , Fast Retailing Co., владельца Uniqlo (13,5 , а также производителя промышленных роботов Fanuc Corp., (8,5 .
«Статус Банка Японии в качестве крупного держателя акций котирующихся компаний противоречит принципу рынка, поэтому регулятору стоит остановиться, - считает Тадаси Йанаи, президент и CEO Fast Retailing.- Они полагают, что могут контролировать рынок, и в этом их ошибка». Когда к одному из представителей Банка Японии обратились за комментарием, он упомянул заявления Харухико Куроды, сделанные в прошлом месяце, где глава Центробанка выразил сомнения в том, что покупки ETF могут существенно исказить рынок.
Акции компаний, в которых крупным держателем является Банк Японии, как правило, имеют более высокую цену по отношению к прибыли, отмечает Шинго Иде, стратег по рынкам акций в NLI Research Institute. По состоянию на конец октября коэффициент цена/прибыль в компаниях, где японский регулятор покупает 10% котирующихся акций, оказался в среднем на 8 пунктов выше, чем в среднем по индустрии, пояснил эксперт. «Я бы не хотел, чтобы так происходило, но это имеет место», - комментирует Роберт Шарпе, управляющий международным акционерным фондом international Heartland Advisors. По его словам, торговля может заметно усложниться из-за сокращения доступных акций вследствие покупок Банка Японии.
В Китае Central Huijin Asset Management, часть главного фонда национального благосостояния страны, а также Securities Finance Corp., предоставляющий маржинальное финансирование брокерам страны, покупают акции с лета 2015 года, чтобы поддержать местный фондовый рынок. В общей сложности эти фирмы наряду с Wutongshu Investment Platform, подразделением валютного регулятора Китая оказались в десятке крупнейших держателей акций 1154 котирующихся китайских компаний. Об этом свидетельствуют данные UBS Securities на конец сентября.
При этом некоторые считают, что из-за широкого присутствия национальной команды рынок стал более скучным. Крупные поддерживаемые государством фонды продают «голубые фишки», когда рынок раллирует на протяжении нескольких сессий подряд, а затем обратно выкупают бумаги, если распродажа ускоряется. В этом году главный шанхайский рынок торговался в гораздо более узком диапазоне, нежели в 2015, а объемы торгуемых акций в Шанхае и Шэньчжэне сейчас составляют лишь около четверти от пиковых значений, зафиксированных летом 2015 года. «Китаю следует забыть о рынке на какое-то время и делать свое дело на уровне регулирования, - уверен Бинай Чандготиа,потрфельный менеджер Principal Global Investors в Гонконге. – И тогда деньги автоматически вернутся на рынок».
Пьер Андуранд, основатель Andurand Capital Management, с оптимизмом говорит о перспективах нефти в следующем году — повод для этого ему дает недавнее решение ОПЕК. По его мнению, ситуация на рынке была не столь драматична, как можно было предположить из заголовков новостей в СМИ, и для роста цен не требуется существенное сокращение добычи. Решение производителей же превзошло ожидания, при этом очень позитивным моментом является участие в сделке стран, не входящих в картель. Андуранд верит в то, что Россия выполнит обещание сократить добычу на 300 000 баррелей в день, поскольку такое указание исходила от президента страны Владимира Путина. По его словам, при таком развитии событий нефть в следующем году может очень быстро достичь уровней в $60-$70 за баррель, а в 2018 ее стоимость может составить $85
Сделка ОПЕК очень позитивно отразилась на атмосфере на рынке нефти, но аналитики Julius Baer советуют не забывать о прошлом, а оно показывает, что члены ОПЕК отнюдь не склонны соблюдать договоренности. Эйфория пройдет, и участники рынка начнут пристально следить за тем, как выполняются обязательства по сокращению добычи. В Julius Baer полагают, что исполнение договоренностей будет лишь частичным, и добыча ОПЕК в следующем году останется на уровне выше 32.5 млн. баррелей в день. В банке отмечают, что лишь полное выполнение условий сделки обеспечит ребалансирование рынка нефти, а пока дефицита на рынке не предвидится. Впрочем, даже при частичном исполнении обязательств определенный позитив все же есть — дисбаланс предложения и спроса на рынке не будет расти. Вместе с тем, не стоит ждать и существенного роста цен — возвращение нефти выше $50 за баррели обещает поддержать оживление активности производителей сланцевой нефти. Julius Baer повысил свой 3 и 12-месячные прогнозы по нефти с $45 до $50 и с $45 до $47.50 за баррель соответственно.