Роберт Легволд, почетный профессор политических наук в Колумбийском университете в Нью-Йорке, назвал эту ситуацию "чрезвычайно опасным лунатизмом". Он также сравнивает сегодняшнюю напряженность с начальным периодом холодной войны в 1950-е и 1960-е годы с многочисленными кризисами в Германии, Корее и на Кубе. Разница в том, что сегодня обе стороны обладают гораздо более продвинутым и полностью укомплектованным арсеналом ядерного оружия, которое постоянно модернизируется под предолгом замены. "Это позиция паникера, но не оторванного от реальности", - считает Лукьянов. "Риск есть".
Для России провал соглашения о прекращении огня в Сирии - это поворотный момент. До этого, какой бы ни была взаимная неприязнь между Россией и США, их общей целью было договориться и найти решения. Сейчас, как и в период холодной войны, главная задача - просто избежать прямого вооруженного конфликта между США и Россией. Конечно, новому противостоянию не достает идеологического соперничества, а также глобального стремления к доминированию.
Если в ближайшие пять-восемь лет странам удастся договориться о правилах, которые позволят избежать непреднамеренной эскалации конфликта - как это было во времена так называемой оттепели.
Вот уже пятнадцать лет Международный дискуссионный клуб Валдай собирает у себя российских аналитиков и чиновников, включая Путина, которые делятся своим мнением и обсуждают, как улучшить международный имидж России. Однако за последние несколько лет этот форум претерпел серьезные изменения. В 2009 году два из десяти отведенных дней участники сплавлялись на лодках по сибирским рекам и искренне обсуждали геополитические события, сейчас мероприятие значительно короче и проводится в более строгом формате.
Если в этом году и можно выделить какую-то общую позицию - это коллективное недоумение. "Настроения изменились", - отмечает Лукьянов, который также является директором по исследованиям в Валдайском клубе. "Сейчас это звучит так: мы по-прежнему готовы и хотим объяснять, если вы хотите слушать. Если не хуже". По мнению Ангелы Стент, бывшего сотрудника Департамента гос. безопасности в США и Национального разведывательного совета, а ныне профессора Джорджтаунского университета, как только в Штатах пройдут выборы, начнется очередная волна анти-российской пропаганды. Однако она также считает, что Америка должна отказаться от попыток наладить отношения до тех пор, пока вторая сторона не будет к этому готова.
Россия склонна уступить в том числе из-за того, что будущее Европы и США сейчас крайне туманно, слишком много вопросов, начиная от возможности победы Трампа ан выборах в США и закачивая последствиями Брекзита и иммиграционного кризиса в Европе. "Кто знает, с каким Западом нам придется иметь дело через пару лет"? - задается вопросом Андрей Кортунов, российский политолог и генеральный директор Российского совета по международным делам.
По его словам западные правительства и СМИ неверно истолковали нагнетание ядерной истерии в России. Эту холодную войну от предыдущей отличает серьезное преимущество Запада в плане традиционных вооруженных сил. Поэтому Россия продолжит время от времени напоминать о той области, где она с ними на равных - это ядерный арсенал.
Котировки январского фьючерса на нефть марки Brent (активный декабрьский контракт истекает 31 октября) вчера продемонстрировали рост и преодолели максимумы среды. Однако закрепиться выше не удалось и сегодняшнюю азиатскую торговую сессию цены провели в районе 51.50 — 51.60 доллара за баррель.
Сегодня состоится техническое совещание ОПЕК в Вене, где будут обсуждаться ограничительные квоты для стран-участниц Картеля. Вчера агентство Reuters со ссылкой на собственные источники, знакомые с ситуацией, сообщило о том, что ОПЕК готова сократить производство на 4% от достигнутых в этом году максимумов. Бразилия встретится с ОПЕК в субботу вместе с другими странами-производителями вне Картеля (в том числе, Россия). Министр энергетики Бразилии сообщил о том, что его страна увеличит объемы добычи в 2017 году на 290 тыс. до 2.9 млн. баррелей в день, что по данным Международного энергетического агентства (МЭА) будет являться самым большим приростом среди всех стран-производителей, не являющихся членами ОПЕК.
ОПЕК будет непросто достичь консенсуса на саммите 30 ноября, считают в BMI Research, входящей в группу компаний Fitch:
- наиболее вероятным его исходом станет обтекаемое заявление о намерении каким-то образом влиять на рынок нефти;
- вероятность такого исхода составляет 50%, вероятность достижения соглашения о сокращении/заморозке объемов добычи — 25%, вероятность того, что встреча закончится ничем — 25%;
- кроме того, возможен вариант соглашения, который предусмотрит заморозку добычи всеми странами, кроме Ливии и Нигерии. Ирану будет разрешено увеличить добычу до 4 млн б/д;
- в ближайшие недели нефть, скорее всего, сильно подешевеет из-за пессимизма относительно способности членов ОПЕК заключить реальное соглашение, а также из-за роста добычи в России и США;
- снижение объемов добычи в США закончилось, рост продолжится и в следующем году.
В последние недели члены ОПЕК и производители, не входящие в Картель, сделали много обнадеживающих заявлений, отправивших Brent и WTI к $50 и выше, однако существует много препятствий на пути к заключению реального соглашения о сокращении/заморозке объемов добычи. Во-первых, для этого потребуются определенные жертвы. Во-вторых бремя этих жертв не будет распределено равномерно. Недавно Саудовской Аравии удалось занять на рынке $18 млрд, поэтому ей будет проще пережить потерю части выручки от продажи черного золота. Ирак, второй по величине производитель в ОПЕК, просит разрешить ему не сокращать добычу, да и, в общем, никто не хочет этого делать. В 2014 году Саудовская Аравия начала решительную борьбу за долю рынка, серьезно потеснив производителей с высокой себестоимостью добычи (например, на этой неделе Conoco Phillips заявила о планах по сокращению финансирования ряда крупных проектов. В Wells Fargo расценивают эти новости в качестве сигнала о том, что мало кто верит в рост нефти выше $60), и теперь ей необходимо сохранить завоеванное.
По данным Baker Hughes, количество активных буровых в Пермском бассейне находится на максимальных с начала года уровнях, а в Sanford C Bernstein прогнозируют рост стоимости аренды акра земли, на которой ведется добыча, с нынешних $60 000 до $100 000. В Citi и Goldman Sachs предупреждают, что если ОПЕК не удастся заключить понятного и, главное, верифицируемого соглашения, котировки нефти быстро упадут до $40 или ниже. Интересно, что, по данным CFTC, объем короткой позиции производителей и нефтетрейдеров во фьючерсах на WTI по состоянию на 11 октября превышал 540 000 контрактов, что является максимальным значением с 2007 года (ProFinance.ru: в последние годы банки серьезно ужесточили условия кредитования многих энергетических компаний, и даже делают хеджирование обязательным условием предоставления финансирования).
ОПЕК удалось увеличить свою долю на рынке, но это дорого ей обошлось. После того, как в прошлом месяце ОПЕК приняла решение о продвижении инициативы по сокращению объемов добычи, многие поспешили объявить, что главными победителями в двухлетней ценовой войне выйдут сланцевики США. Американские предприниматели, разведывавшие месторождения сланцевой нефти, успешно сократили издержки и консолидировали свою деятельность, чтобы выстоять в трудные времена $40-долларовой нефти, оставив позади более устойчивых производителей с низкой себестоимостью добычи.