Банк России сообщил, что по состоянию на вчерашнее утро на корсчетах находилось 1,50 трлн руб., но банки активно участвовали в операциях однодневного валютного свопа, подтолкнув средневзвешенную ставку к росту до уровня 11,51% (плюс 17 б.п.).
Рынок ждет, что в ближайшее время ЕЦБ и Банк Японии объявят о принятии новых стимулирующих мер, в то время как ФРС занимает отчетливо более жесткую позицию. Подобная ситуация стимулирует рост мировой экономики и укрепляет доллар. За неимением ничего лучшего, мы обратились к статистике, чтобы понять, как зарубежная монетарная политика влияет на действия FOMC. Результаты наших исследований говорят о том, что смягчение монетарной политики за рубежом серьезно повышает вероятность повышения ставок в США и никак не влияет на вероятность их снижения.
Буквально пару дней назад Goldman предупреждал о том, что мир находится на пороге беспрецедентного события: вскоре нам негде будет хранить дистилляты нефти. В частности, аналитики банка отметили, что американские и европейские нефтехранилища заполнены дистиллятными нефтепродуктами практически до предела, при этом загрузка нефтеперерабатывающих мощностей также близка к рекордным максимумам, что в условиях вялого спроса и ощутимого роста предложения ведет к возникновению опасной ситуации, чреватой обвалом цен. Стоит также напомнить, что несмотря на то, что в прошлом году зима выдалась холодной не только в Европе, но и в США, нефтехранилища по обе стороны Атлантики все равно заполнены до верху, что ведет к резкому сужению временных спредов на печное и дизельное топливо.
За всю историю нефтехранилища были заполнены дистиллятным топливом до самого верха лишь дважды — весной 1998 года и весной 2009 года — и оба раза все закончилось обвалом цен на нефть и резким сужением временных спредов. В связи с этим возникает вопрос, можно ли вернуть равновесие на рынок нефти, страдающий от переизбытка предложения, просто за счет длительного периода низких цен (вблизи текущих минимумов), возможно, до конца 2016 года, или же потребуются более радикальные корректировки, сопряженные с падением стоимости фьючерсных контрактов ниже цен на рынке спот — как это было в 1998 и 2009 годах. Вчера Министерство энергетики США (DOE) опубликовало данные о том, что запасы в Кушинге за неделю снова сократились — на 785 тыс. — несмотря на то, что запасы в нефтехранилищах США выросли еще на 3.4 млн баррелей на фоне увеличения объема добычи. Этот отчет в сочетании с зафиксированными ранее покупками со стороны алго-счетов, привели к резкому росту стоимости нефти: Brent в среду подорожал на 1.25 долларов за баррель до 48.06 и достиг сессионного максимумам на 48.60; сорт WTI поднялся в цене на 1.39 долларов до 44.49 долларов за баррель.
Эта динамика полностью согласуется с полученной ранее в этом месяце информацией о том, что дневной тариф крупнотоннажных танкеров впервые с 2008 года превысил 100 тыс. долларов, даже несмотря на то, что Саудовская Аравия активно сбрасывает цены и предлагает свою нефть на 3.2 доллара дешевле эталонного сорта (это самая значительная разница с 2012 года). Исходя из этого можно сделать вывод, что между США и их якобы союзной Саудовской Аравией во всю идет ценовая война, где каждая из сторон стремится отхватить как можно более жирный кусок пирога и успеть закрепиться на рынке, пока Китай запасается нефтью по низким ценам.
Однако тепреь случилось непредвиденное: у Китая закончилось место для хранения нефти. По данным агентства Reuters, два танкера с 4 млн баррелей сырой нефти, купленной китайским правительством в целях пополнения стратегических запасов, дрейфуют у восточного порта уже почти два месяца, поскольку эту нефть просто некуда выгрузить.
По данным из неофициальных источников, эта нефть была куплена компанией Sinochem для пополнения государственных запасов. Однако ее предполагалось отправить в коммерческие нефтехранилища Вейфана, соединенные нефтепроводом с терминалом Хуандао. Эти нефтехранилища, способные вместить около 25 млн баррелей нефти, принадлежат в основном частному нефтеперерабатывающему предприятию Shandong Hongrun Petrochemical Co. Следует отметить, что задержки с разгрузкой обойдутся Китаю в миллионы долларов, при этом ему вряд ли удастся сохранить рекордно высокие объемы импорта, не решив проблемы с хранением в своих крупнейших портах. Ocean Lily и Plata Glory — два крупных нефтяных танкера — прибыли в Хуандао, на главный нефтяной терминал порта Циндао, в начале сентября и до сих пор так и не были разгружены.
Несмотря на проблемы с хранением, Китай по-прежнему наращивает объемы покупки нефти, а новые танкеры уже направляются в Циндао и другие порты, где им придется задержаться надолго, поскольку у Китая на данный момент просто нет места в нефтехранилищах. По словам одного из трейдеров Sinochem, нефть в этих танкерах предназначена для пополнения стратегических запасов (SPR). За первые девять месяцев этого года китайский импорт сырой нефти вырос почти на 9% в годовом соотношении до 6.65 млн баррелей в день. Китай делает то, что у него выходит лучше всего — запасается сырьем. Проблема в том, что конечный спрос на сырьевые активы сильно сократился, поэтому все возможные места хранения уже забиты до отказа. Соответственно, некуда сложить даже нефть, предназначенную для SPR.