Спрос останется высоким, а опасения по поводу экономического роста могут развеяться, отмечают эксперты банка в своем обзоре. Кроме того, сланцевая отрасль США и ОПЕК вряд ли смогут нивелировать проблемы, связанные с потенциальными перебоями в поставках. Аргументы в пользу инвестиций в сырьевые товары усилились, говорят аналитики.
«Спекулятивные чистые длинные позиции по нефти сокращаются с момента $73 за баррель с расхожей мантрой ‘мы это переживем’, — говорится в обзоре. — С точки зрения управления рисками это опасные слова».
«Бычьи» ставки инвестменеджеров на нефть Brent снижались на протяжении четырех недель с середины апреля, тогда как фьючерсы ближайшего месяца поставки подорожали за последний месяц более чем на 10 процентов. Участники рынка пытаются понять, насколько решение США о возобновлении санкций к Ирану ограничит экспортные поставки третьего по величине производителя ОПЕК и смогут ли США или другие страны, такие как Саудовская Аравия, компенсировать любые выпадающие объемы предложения.
Даже если к концу этого года под угрозой окажется экспорт Ирана в объеме лишь 200–300 тысяч баррелей в сутки, ОПЕК едва ли восполнит это сокращение и только отреагирует на него по факту, ожидает Goldman.
Любые ответные меры приведут к сокращению резервных мощностей на рынке, который все больше движется в сторону дефицита на фоне падения добычи в Венесуэле и Анголе, ускорившегося одновременно с пробуксовкой роста за пределами США, отмечает банк.
«Даже если рост резко замедлится, для одной только балансировки нефтяного рынка потребуется резкое замедление роста мирового ВВП до 2,5% г/г, — пишут аналитики. — В связи с этим мы крайне не рекомендуем рассчитывать на ‘мы это переживем’».
Перед июньским саммитом экспортеров нефти Москва столкнулась с важной дилеммой на фоне роста объемов незадействованных производственных мощностей в нефтяном секторе.
Россия не использует почти 4% своих производственных мощностей, отмечают эксперты Citigroup Inc. в опубликованном в среду отчете. Это поднимает вопросы о том, с какой позицией страна подойдет к июньскому саммиту ОПЕК+, учитывая сигналы об ужесточении условий на мировом рынке, включая сокращение глобальных запасов и потенциальное ограничение поставок из Ирана.
Кремль столкнулся с дилеммой: либо продолжать соблюдать условия сделки, либо позволить своим компаниям увеличить добычу. В любом случае Москва всегда использует нефть как инструмент стратегической политики, отмечают эксперты банка.
Россия встретится со своими союзниками из ОПЕК в следующем месяце в Вене, где участники исторической сделки по ограничению производства обсудят будущее пакта. Несколько российских компаний ранее поставили под сомнение необходимость пролонгации соглашения, сославшись на рост цен.
Производственная мощность в стране составляет порядка 11.3 млн баррелей в сутки, из которых не задействованы 408 тыс. баррелей, пишут в Citigroup, указав на рост новых проектов в стране. Так, по этому показателю Россия стоит на втором месте, уступая лишь Саудовской Аравии, где, по оценкам МЭА, свободные мощности составляют 2.12 млн баррелей в день.
ОПЕК и ее партнеры успешно справились с задачей по ликвидации профицита предложения на мировом рынке, и теперь запасы находятся ниже пятилетнего среднего значения впервые с 2014 года, о чем накануне сообщило МЭА. Участие Москвы сыграло важную роль в эффективности пакта, который помог покончить с трехлетним спадом на рынке черного золота.
Рынку сейчас важно понять, как на рынок повлияет возобновления санкций в отношении Ирана после выхода Трампа из ядерной сделки с ближневосточным нефтепроизводителем. Саудовская Аравия дала понять, что готова компенсировать потенциальные потери из-за сокращения добычи в Иране, добавив, что любое решение по этому вопросу требует обсуждения с партнерами по сделке.
Оценка свободных мощностей России от Citigroup выше, чем данные Реннессанс Капитала, эксперты которого подсчитали, что объем не задействованных мощностей в стране в прошлом месяце составил около 215 тыс. баррелей в день. Роснефть, которая добывает свыше 40% всей производимой в стране нефти, по состоянию на конец марта зафиксировала свободные мощности выше 100 тыс. баррелей в день, а оценка Citi оказалась на уровне 220 тыс.