Однако это не означает, что объемы экспорта будут сокращаться, считают некоторые эксперты. Ряд иностранных покупателей пристрастился к американской нефти. За первые 2 недели февраля объемы экспорта нефти составляли в среднем около 1.3 млн баррелей в день, в то время как за аналогичный период прошлого года этот показатель не дотягивал и до 800 тыс. бар/д.
По мнению Сэнди Филдена, директора нефтяной аналитической компании Morningstar, объем потоков нефти, направляемой за рубеж, определяется ценами на нефть в Хьюстоне, а не в Кушинге. А тем временем размер хьюстонского дисконта к ценам на Brent сохраняет относительную устойчивость — сейчас этот показатель составляет около $1.60 против $1.73 в декабре.
В декабре спред между ценами на WTI и Brent достигал $7. Котировки этих двух эталонных сортов начали расходиться все сильнее в августе на фоне реализации странами ОПЕК+ взятых на себя обязательств по сокращению добычи нефти, что привело к сокращению экспортных поставок. Этот широкий разрыв сохранялся на протяжении месяцев, что отчасти было связано с эскалацией геополитической напряженности и проблемами на трубопроводах, что привело к более заметному росту цен на нефть за пределами США по сравнению с котировками WTI.
Как следует из последних данных американской Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC), за неделю до 13 февраля крупные спекулянты сократили объем чистой длинной позиции во фьючерсах и опционах на нефть WTI на 22 151 контракт до 450 641 контракта (5-недельный минимум).
Объем длинной позиции снизился на 26 019 контрактов до 486 927 контрактов (5-недельный минимум), а Объем короткой позиции снизился на 3 868 контрактов до 36 286 контрактов (4-недельный минимум).
По нашим прогнозам, во втором полугодии цены на нефть серьезно снизятся на фоне роста добычи в США, в результате чего к началу 2019 года Brent подешевеет до $50 или даже чуть сильнее. Однако затем, учитывая сохраняющуюся геополитическую напряженность на Ближнем Востоке, цены могут резко подпрыгнуть в область $90-$100 в случае обострения ситуации. Такое развитие событий облегчит реализацию нашего прогноза относительно роста доходности американских «десятилеток» до 4.5% с лишним.
США могут ввести ограничения на импорт стали и алюминия ввиду «беспокойства по поводу национальной безопасности», как объяснили в Министерстве торговли. Президент Дональд Трамп примет решение по данному вопросу до наступления апреля. В случае применения таких действий больше других пострадает Китай, хотя их влияние ощутят на себе все страны. Если Америка пойдет дальне и ограничит импорт на основании национальной безопасности, другие государства обязательно отплатят той же монетой.
Китай уже пригрозил ответными мерами. В минувшее воскресенье министерство торговли страны назвало американское расследование в отношении импорта стальной и алюминиевой продукции безосновательным. Ведомство выпустило заявление, в котором говорится, что Китай будет защищать свои внутренние отрасли, если какое-либо действие Америки затронет китайские интересы. Также в заявлении был раскритикован аргумент о «национальной безопасности». Министерство подчеркнуло, что другие страны могут сделать ответные шаги, а общее влияние на мировую торговлю будет глубоким.
Тем временем Европейская ассоциация производителей стали Eurofer предупредила, что всеохватывающие торговые ограничения будут оспариваться другими странами ВТО и повлекут ответные меры. В пятницу министр торговли США Уилбур Росс выступил в защиту ограничений на импорт стали и алюминия, заявив, что вопрос национальной безопасности послужит уместным основанием для введения ограничений. Чиновник предложил Трампу три альтернативных средства защиты:
— 53%-ный тариф на импорт стали из 12 стран (Бразилия, Китай, Коста-Рика, Египет, Индия, Малайзия, Южная Корея, Россия, Южная Африка, Таиланд, Турция и Вьетнам), с установлением квот на поставки их остальных стран на уровне 100% от объемов экспорта в США в 2017 году.
В своих рекомендациях Росс основывался на статью 232 Закона о расширении торговли от 1962 года, который дает президенту полномочия вводить торговые ограничения в интересах национальной безопасности. Как отмечают в Министерстве торговли, демпинг со стороны Китая и других стран подрывает возможность Америки обеспечивать себя сталью и алюминием. Ослабленная сталелитейная и алюминиевая промышленность может ограничить возможности оборонной промышленности в обеспечении вооруженных сил кораблями, реактивными истребителями и другой военной техники, подчеркнули в ведомстве, добавив, что сталь и алюминий также необходимы в энергетической и базовой инфраструктуре.
ВТО запрещает вводить односторонние ограничения на импорт за исключением случаев, когда затрагиваются интересы национальной безопасности. Если Америка действительно попытается воспользоваться этим исключением, могут последовать суровые ответные меры, погрузив мировую торговлю в состояние хаоса. Eurofer тем временем предлагает Трампу отказаться от этой затеи.