Итоги соглашения ОПЕК+ можно признать успешными - запасы демонстрируют устойчивое снижение, на рынке сформировалась бэквордация, а цены выросли. Стабилизация, однако, выглядит довольно хрупкой: рост спроса в этом году составит порядка 1.3 млн. баррелей в сутки, и потенциал усиления темпов выглядит ограниченным, тогда как возможности по наращиванию добычи, напротив, значительны, при этом рост предложения грозит оказать более выраженное влияние на цены, нежели усиление спроса.
Снятие ограничений, предполагаемых соглашением ОПЕК и России, будет означать формирование избыточного предложения на рынке в 2019 году в объеме 1.25 млн. б/с
Пока рост цен вызвал сдержанную реакцию у производителей сланцевой нефти, но в JBC напоминают о временном лаге между ростом нефти и добычей в США - пик добычи пришелся на апрель 2015, через девять месяцев после пика цен. Если история повторится, и темпы роста добычи в США усилятся ближе к середине этого года, ОПЕК окажется в сложной ситуации.
В JBC предупреждают, что в этом случае у участников сделки будет веский повод для ее продления. Впрочем, аналитики JBC полагают, что причины для этого есть и без американских сланцевиков - снятие ограничений на добычу ОПЕК и Россией и возврат к показателям производства, наблюдавшимся до заключения соглашения, будет означать формирование в 2019 избытка предложения в объеме 1.25 млн. баррелей в сутки.
В JBC полагают, что для поддержания баланса и сохранения цен на нынешних приятных для производителей уровнях ОПЕК и России придется ограничивать добычу и в 2019. Вероятно, участники ОПЕК+ думают об этом уже сейчас, хотя вслух и не говорят, чтобы не подстегнуть ралли нефти
Рынок не долго думал, в какую сторону склонить чашу весов после выхода данных по запасам в США. Традиционно, трейдеры сравнивают данные уже не с прогнозными значениями аналитиков, а, больше, с данными Американского института нефти. Таким образом, отталкиваясь от вчерашних данных API, отчет в части запасов оказался бычьим. Однако рост производства нефти в США и резкое падение спроса со стороны НПЗ давали медведям шанс, но бычий тренд рынка нефти, вербальные интервенции саудитов и русских в Давосе и за его пределами, а также общий всплеск рисковых настроений на мировых рынках, сопровождающийся сильным падением курса доллара, взяли свое: в итоге цены на нефть растут после выхода отчета по запасам.
Итак, коммерческие запасы нефти в США (не считая стратегического резерва) за неделю, закончившуюся 19 января, снизились на 1.1 миллиона баррелей, или на 0.3%, до 411.6 миллиона баррелей, согласно отчету Управления энергетической информации Минэнерго страны. Аналитики, опрошенные агентством Reuters, ожидали снижения запасов на 0.24%, или на 1 миллион баррелей, до 411.7 миллиона баррелей. Запасы нефти на крупнейшем в стране терминале в Кушинге (Cushing) сократились на 3.2 миллиона баррелей, достигнув 39.2 миллиона баррелей. Добыча нефти за ту же неделю выросла на 1.3%, или на 128 тысяч баррелей в сутки, до 9.878 миллиона баррелей в сутки. Запасы бензина в США увеличились на 3.1 миллиона баррелей, или на 1.3% - до 244 миллионов баррелей. Аналитики прогнозировали рост показателя на 2.5 миллиона баррелей. Запасы дистиллятов увеличились на 600 тысяч баррелей, или на 0.5%, до 139.8 миллиона баррелей. Экономисты прогнозировали снижение показателя на 1.5 миллиона баррелей. Импорт нефти в США вырос на 0.091 миллиона баррелей в день до 8.041 миллиона баррелей в день. Потребление нефти в США упало на 0.392 миллиона барреле в день до 16.483 миллиона баррелей в день Стратегический резерв нефти в стране за неделю вырос на 0.2 миллиона баррелей, до 664.5 миллиона баррелей
Основатель одного из крупнейших хедж-фондов мира Bridgewater Associates и просто миллиардер, Рэй Далио, в ходе интервью Bloomberg на форуме в Давосе заявил, что рынок облигаций вступил в медвежью фазу и инвесторов в бумаги с фиксированной доходностью ждет самый масштабный за последние сорок лет кризис.
Рэй Далио отметил, что на данный момент "мы находимся в идеальной ситуации: инфляция не проблема, рост [экономики] хороший, однако мы должны помнить, в какой стадии экономического цикла мы находимся". По его мнению, экономика находится в поздней фазе (он советует обратить внимание на загрузку мощностей экономики и уровень безработицы) и, в то время как она вполне может продлиться еще пару лет, в том числе за счет ряда краткосрочных стимулов, в частности налоговой реформы, Далио ожидает традиционной для этой фазы реакции центральных банков - повышения ставок. По мнению Далио, повышение ставок в США будет происходить не только быстрее, чем уже учтено в ценах, но и быстрее, чем предполагают сигналы со стороны ФРС. История показывает, что, когда повышение ставки идет быстрее, чем заложено в кривую доходности, это оказывает негативное влияние на цены активов, при этом Далио напоминает, что уровень ставок влияет на формирование цен на фактически все активы, а не только лишь на облигации.
Для рынка акций нынешняя ситуация выглядит весьма конструктивной, однако на рынке облигаций, по мнению Далио, уже началась медвежья фаза, и инвесторы столкнутся с самым масштабным кризисом со времен 1981 года, а экономика ощутит снижение доступности кредитов. Рэй Далио обращает внимание на то, что за последнее время дюрация рынка облигаций и чувствительность к изменениям процентной ставки серьезно возросла, и изменение уровня ставки лишь на 1.00% (прим. Profinance.ru: график ниже отображает изменение эффекта такого события) грозит инвесторам в облигации масштабными потерями - по оценке Офиса финансовой стабильности (OFR), они могут составить порядка $1.2 трлн., тогда как в Goldman Sachs считают, что масштаб бедствия может достичь $2.4 трлн.