В Киеве недавно прошла конференция, организованная англоязычным украинским изданием Kyiv Post. Большинство делегатов оптимистично рассказывали о том, как умирающая украинская экономика в один прекрасный день войдет в число процветающих и станет жемчужиной Европы. (Искушенные обозреватели, посетившие конференцию, скучно утверждают, что уже слышали все это раньше). Увы, мало кто упомянул о делах действительно насущных. Политики бьются за украинский бюджет на следующий год; если что-то пойдет не по плану, прогноз на 2016 год может оказаться очень обманчивым.
Сейчас по бюджету есть два конкурирующих предложения. Министерство финансов предлагает достаточно разумный план. Он позволит избавиться от целого ряда налоговых лазеек, а также сократить расходы. С таким бюджетом украинский дефицит, вероятно, не превысит 4% от ВВП. Международный валютный фонд, организовавший программу помощи для Украины, останется доволен такой динамикой.
Другое предложение не слишком радует МВФ, хотя оно исходит от партии нынешнего президента Петра Порошенко. Этот план предусматривает внушительные сокращения налогов и оставляет при этом массу лазеек. С политической точки зрения он кажется гораздо более приемлемым. Но если Украина пойдет по этому пути, дефицит бюджета в следующем году достигнет 10% от ВВП, что совершенно неприемлемо для правительства, которое не способно привлекать финансирование на внешних рынках.
Таким образом, если парламент проголосует за второй вариант бюджета, МВФ, в конечном счете, может прекратить предоставление Украине средств в рамках программы помощи. Предполагается, что страна получит около 2 млрд долларов до конца года, однако выплаты приостановлены до тех пор, пока не будет решен бюджетный спор. Некоторые не видят в этом серьезной проблемы: в конечном счете, украинские валютные резервы сейчас гораздо выше, чем год назад. Они считают, что Украина легко сможет пережить следующий год и без денег МВФ.
Возможно. Сейчас на Украине выполняется простое правило: валютные резервы по сумме должны быть равны сумме импортируемых товаров и услуг за три месяца. Сейчас они составляют около 13 млрд долларов. Но если МВФ отвернется от Украины, ситуация может резко ухудшиться: нисходящее давление на гривну усилится, инвесторы устремятся к выходу, резервы начнут таять на глазах. В конце концов, упорная работа, проделанная за этот год (с кульминацией в виде завершения рецессии в третьем квартале), может быть выброшена - совершенно бездарно - в бездну очередного экономического кризиса. Нужно собраться с духом и принять бюджет - как можно скорее.
Но что обескураживает еще больше, так это вот что: споры вокруг государственных финансов лишь отвлекают внимание от того, что, в конечном счете волнует инвесторов и простых украинцев - от коррупции. Почти все на конференции сошлись во мнении, что правительство ни на шаг не продвинулось в решении этой проблемы.
Мировые цены на нефть ответили бурным снижением на новости от ОПЕК по квоте на добычу нефти, снижаясь в цене в пределах 3%. По состоянию на 17.11 мск стоимость фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent снижалась на 2,29% - до 43.03 доллара за баррель. Цена январских на нефть марки WTI снижалась на 3,15% - до 39.98 доллара за баррель. ОПЕК по итогам очередного заседания в Вене установил квоты на добычу на уровне 31,5 млн баррелей в сутки, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на делегата саммита, знакомого с решением. При этом, по его словам, новый уровень квот не учитывает добычу вступившей в ОПЕК Индонезии (добывает около 800 тыс. б/с). Официально решение ОПЕК пока не объявлено. С декабря 2011 года квота на добычу ОПЕК составляла 30 млн б/с, однако реальная добыча картеля на протяжении последних полутора лет превышает этот ориентир (на 1,3 млн б/с в октябре).
Решение ОПЕК не снижать производство выглядело вполне логичным, учитывая, что, хотя некоторые отметили изменения в риторике представителей Саудовской Аравии, самые последние новости о действиях страны, продолжившей снижать цены для потребителей и наращивать добычу, не предполагали готовность к смене избранной стратегии. Впрочем, рынок, как известно, живет ожиданиями, которые, как и в случае с ЕЦБ, оказались завышенными. Нефть после сообщений (со ссылкой на делегатов) о том, что было принято решение повысить целевой порог добычи до 31.5 млн. баррелей в день, прекратила тестирование $42 и к настоящему времени достигла свежих минимумов в районе $39.60. Фиксация прибыли по шортам притормозила движение, но настрой остается подавленным, и прорыв ниже $39.17/$38.99 (линия поддержки/минимумы ноября) будет сигналом к штурму годовых минимумов около $37.75, при этом в целом фокус сместится к уровням в области $35/$30. В целом фундаментальные факторы за последнее время не изменились в лучшую сторону, скорее наоборот, в частности рынок начинает все больше беспокоить тема нехватки мощностей по хранению нефти и нефтепродуктов.
Аналитики Credit Suisse обращают внимание на тот факт, что экономический рост в Китае, обеспечивший 40% роста мирового ВВП за последние 5 лет, продолжает сбавлять темпы. Это, а также предстоящее 16 декабря повышение процентной ставки Федеральной резервной системы США, вероятно, приведет к коррекции на рынках акций, пишет CS. Поэтому швейцарский банк снижает свои рейтинги акций до наиболее консервативных уровней с 2008 года. Учитывая эти факторы, эксперты банка призывают к осторожности инвесторов, склонных к покупке акций. Помимо ФРС и Китая, инвестбанк видит некоторые другие предупреждающие сигналы, включая сужение рынка и проблемные, по его словам, уровни активности в области слияний и поглощений (M&A). Credit Suisse также предупреждает, что корпоративные прибыли в США и мире недавно опустились почти до 4-летних минимумов.
Нефть весьма вяло отреагировала на сокращение числа буровых установок, и это при том, что основное сокращение пришлось на установки как раз на нефтяных месторождениях — с 555 до 545. Январский фьючерс на нефть марки WTI продолжает болтаться вблизи $40 за баррель, демонстрируя все более вялые попытки восстановления после наблюдавшейся ранее распродажи. Нефти не помогло и то, что ОПЕК все же, судя по коммюнике, оставил целевой порог производства на прежнем уровне в 30 млн. баррелей в день — в конце концов, фактический объем добычи все равно существенно выше. Встреча в Вене показала, что картель неспособен достичь согласия относительно сокращения добычи, а значит производители нефти продолжат компенсировать потери от более низких цены за счет наращивания объема продаж. Поведение участников и динамика цен вызывают тревогу, и дальнейшее падение нефти, кажется, будет путем наименьшего сопротивления.