Американский долговой рынок отреагировал на решение Федрезерва снижением цен по коротким гособлигациям: доходность по двухлетним бондам поднялась до 1% - максимальный уровень с весны 2010 года. А вот доходность по десятилетним US Treasuries так и осталась в районе 2,26% - уровень средних значений начала декабря. Курс американского доллара немного укрепился по отношению к ключевым мировым валютам (евро/доллар 1,085). Это создало давление по сводному сырьевому индексу CRB, который обновил ценовые минимумы с осени 2009 года. В четверг утром февральские фьючерсы по нефти марки Brent торгуются возле отметки $37,2/барр. – сказывается ощутимый рост запасов нефти в Америке.
В четверг торги на нашем рынке акций начнутся в нейтральной зоне. Вчерашний рост индексов на Уолл-стрит сегодня утром компенсируется минусующими фьючерсами (S&P -0,32%) и снижающимися ценами на нефть. Накануне индекс ММВБ сумел прибавить 0,7% (1754,71), в то время как индекс РТС подрос на 2,97%, до 785 пунктов. Таким образом, российский рынок акций продолжает карабкаться наверх. Ближайший сильный диапазон сопротивления роста индекса ММВБ просматривается в районе 1790-1800 пунктов. Месячная поддержка – на 1700. На фоне слабости цен на нефть в четверг курс доллар/рубль, скорее всего, мы увидим опять возле отметки 71,0.
Традиционно считается, что повышение ставки ФРС приводит к оттоку средств с развивающихся рынков. Но у нас нет уверенности в том, что текущее изменение монетарной политики ФРС приведет к каким-либо сильным движениям капитала по отношению к России. В последние полтора года наш долговой рынок жил в основном за счет собственных средств и был несколько оторван от мировых тенденций из-за финансовых санкций в отношении РФ. Рост доходностей пока не выйдет за рамки диапазона месячных значений
Решение ФРС не оказало заметного влияния на рынки валют развивающихся стран в последние часы торговой сессии (российский рубль +0,6%, турецкая лира -1%, южноафриканский рэнд +0,1%). Вопреки нашим ожиданиям, тональность риторики регулятора трудно охарактеризовать как повод для устойчивого ралли в сегменте валют развивающихся стран. Возможно, в ближайшие недели они получат некоторую поддержку, однако это произойдет ценой роста локальных ставок.
Рубль на таком фоне сохраняет умеренную привлекательность в контексте высоких ставок и относительно мягкой риторики ЦБ – но, безусловно, торговаться российская валюта будет с оглядкой на нефтяные котировки. Вчера котировки Brent просели на 3,3%, до $37,2/барр. под влиянием слабой статистики Минэнерго США (рост запасов на 4,8 млн барр. при падении спроса на нефть). Активность населения на российском валютном рынке остается невысокой – согласно данным ЦБ, чистый спрос населения на иностранную валюту в октябре составил $1,9 млрд, или $3,2 млрд с начала года (против $34,8 млрд за аналогичный период 2014 года).
В соответствии с комментариями экспертов Goldman Sachs, сделанных в свете вчерашнего повышения ставок в США: «ФРС повысила ставки впервые с 2006 года, применив крайне «голубиный тон» последующих комментариев. Это соответствовало нашим ожиданиям. И сам факт повышения и последующая реакция рынков. Как видно, индекс широкого рынка S&P подскочил, а развивающиеся валюты, подобно мексиканскому песо, подорожали на фоне сохранения аппетита к риску. При этом доллар укрепился против совокупности валют Большой десятки. Рост на рынке акций обеспечили комментарии, сделанные на пресс-конференции. Среди курсов валют стран Большой десятки наибольшую выгоду из случившегося извлекла пара доллар/иена (прим. Profinance.ru: стратеги PFS в своих комментариях до публикации результата заседания FOMC указали, что именно доллар/иена будет бенефициаром), которая продемонстрировала восходящее движение на фоне улучшения рисковых настроений и расширения дифференциала процентных ставок. Программа покупки активов, реализуемая Банком Японии (QQE) заперла доходность по 10-летним государственным облигациям, не позволяя ей увеличиваться. QQE имеет воздействие на инвесторов, заставляя их убирать из своих портфелей японские облигации и покупать рисковые активы, что оказывает и будет оказывать давление на иену».
Комитет по операциям на открытом рынке ФРС США вчера единогласно проголосовал за повышение ключевой процентной ставки на 0,25 п.п. Кроме того, ФРС повысила ставку дисконтирования на 0,25 п.п., до 1,00%, и установила ставку по избыточным резервам на уровне 0,50%. Все изменения процентных ставок вступят в силу сегодня, 17 декабря. Руководители ФРС прогнозируют медленные темпы повышения ставки в 2017 и 2018 годах. Срединный прогноз ФРС таков: ставка по федеральным фондам составит 0,375% к концу 2015 года, 1,375% — к концу 2016 года, 2,375% — к концу 2017 года и 3,250% к концу 2018 года. При этом глава ФРС Джанет Йеллен считает, что целевой уровень инфляции в 2% на данном историческом горизонте по-прежнему является достижимым, несмотря на текущее дефляционные тенденции и ухудшение ожиданий рынка по динамике инфляции, в особенности, в связи с падением цен на энергоносители и импортных цен. Она также признала существующие общеизвестные факторы слабости на рынке труда США, однако посчитала их «транзиторными» и заявила, что ситуация по сравнению с предыдущим заседанием ФРС «постепенно нормализуется» – в том числе, и в плане трудового соискательства (labor force participation rate).
Как мы и опасались, рынок отреагировал на ужесточение пусть и небольшим, но ростом, в том числе, что самое удивительное, евро против доллара (впоследствии, правда, единая валюта все же показала некую самопроизвольную слабость и по состоянию на 09:00 мск, торгуется на уровне $1,0853). Логика здесь по-видимому такая: «поскольку Федрезерв все-таки пошел на повышение базовой ставки — значит ситуация в американской экономике не такая уж и плохая». Комментарии для поклонников классики экономической теории были бы излишними. Тем не менее подобные нетривиальные умозаключения могут привести к тому, что в случае ухудшения ситуации ФРС вынуждена будет на следующих заседаниях в 2016 году пойти на попятную и вновь снизить ключевую ставку. Впрочем, Джанет Йеллен выглядела вчера на пресс-конференции готовой к подобному развитию событий и не увидела в этом угрозы падения доверия к действиям финрегулятора со стороны рынков.
Многие журналисты во время пресс-конференции Джанет Йеллен задавали вопросы, которые находятся у многих на устах: например, что конкретно изменилось в американской экономике по сравнению заседаниями 16-17 сентября и 27-28 октября текущего года, что создало предпосылки для нынешнего повышения процентной ставки, но не позволяло это сделать ранее. По сути, вопрос этот повис в воздухе. Скорее наоборот, можно говорить о том, что если иметь в виду пресловутое таргетирование инфляции в 2%, то, учитывая дальнейшее падение цен на нефть, его возможности по сравнению с сентябрем явно ухудшились.
Примечательно, что вчерашняя американская макростатистика — в том числе и публикуемая самим Федрезервом (а значит регулятор не мог об этом не знать) - вовсе не благоволила подобному решению со стороны ФРС. Так, промпроизводство в США в ноябре снизилось третий месяц подряд: низкие цены на нефть начинают играть все более значимую роль в падении доходов корпораций и, как следствие, замедлении спроса на многие промышленные товары длительного пользования. Промышленное производство в США упало в ноябре на 0,6% в помесячном выражении. Это стало самым резким падением с марта 2012 года.
Большинство компонентов индекса Dow Jones, 28 из 30, закрылись в плюсе. Больше остальных выросли акции General Electric (GE, +2,79%). Аутсайдером торговой сессии оказались волатильные акции du Pont de Nemours (DD, -0,35%). Все секторы индекса S&P500 также продемонстрировали рост. Лидером оказался сектор коммунальных услуг (+2,6%). Акции флагмана высокотехнологического сектора Apple (AAPL) вчера просели на 2%, до $109,50, поскольку на рынок просочились слухи о том, что менеджмент не рассчитывает на рост продаж iPhon прежними темпами в 2016 году