Блогосфера злорадствовала. Кинокритики, если и обрадовались, то тем, что подтвердились кое-какие незыблемые истины. Что дважды два все-таки четыре. Что Земля имеет форму шара. Что она вертится, а не стоит на трех китах, одним из которых является председатель СК РФ.
Наконец, что фильм Никиты Михалкова - пустой номер, стоивший налогоплательщикам и инвесторам больших денег.
Теперь Михалкову и его верным оруженосцам предстоит трудная работа по объяснению и по оправданию провала.
Она уже идет.
Самое первое: провала никакого не было и нет. Туристическая публика на вечернем показе в фестивальном дворце громко и стоя аплодировала, чем тронула режиссера до слез. (Как до слез его тронуло переизбрание председателем в Гостином дворе.)
Второе: если кто и виноват в провале (которого, напоминаю, не было), так это антипатриотическая кинокритика с ее злобным нравом.
Третье: дело не обошлось без тщательно скоординированной кампании против комдива Котова и его дочери Нади. (Мы еще услышим от Михалкова, какие суммы были потрачены северо-атлантической либеральной диктатурой на дискредитацию "великого фильма". Сейчас компетентные органы подсчитывают, сколько бы она могла стоить.)
Четвёртое: публика дура. Критикам лечиться надо. Ветераны не смогли вытерпеть картину, потому что выжили из ума. Молодежь не успела его набраться.
Далее. Наставления инвесторам, которые должны понять, что картина такого уровня, как "Предстояние", в принципе неокупаема и что они, потратившись, должны этим гордиться.
Начальство должно понять, что стране нужны картины "большого стиля", подобные "Предстоянию", и что оно, начальство, по-прежнему в большом долгу перед Михалковым. ($5 миллиардов на бочку - и он обеспечит отечественной киноиндустрии процветание.)
Население должно обеспокоиться: не выдержав испытания просмотром "Утомленных", оно погибнет. Если завтра война (Великая, Отечественная).
Шутки шутками, а положение лидера национальной киноиндустрии как выдающегося кинорежиссера нашей эпохи хуже председательского -если иметь в виду ситуацию в СК РФ, где раскол час от часу становится все глубже и необратимее.
К тому же есть признаки, что и на верхних ступеньках властной пирамиды отношение к первому лицу в нашей культуре уже не столь коленопреклоненное. Публикация колонки Ирины Петровской в "Известиях", резкий выпад против Михалкова в эфире "ТВ Центра" косвенно о том свидетельствуют.
После Ванкувера, с точки зрения профессиональных патриотов, Канн - самое чувствительное поражение, поскольку Михалков давно уже себя отождествляет себя с православной Русью.
Режиссер летел на Лазурный берег со щитом; вернулся на щите. И это всем понятно. И понятно, что он поставил под удар продавленную им реформу киноиндустрии, о сомнительности которой говорили многие. И господин Путин, возможно, теперь догадывается, сколь неосмотрительно он позволил своему другу проесть себе плешь.
Что остается в этой ситуации сделать самому Михалкову? По всей вероятности, он еще больше распустит свой павлиний хвост. Теперь у него будет другая роль - не триумфатора, а непонятого, травимого, гонимого гения, которого поймут и оценят через века.