1. Банк России опубликовал «документ для общественного обсуждения» под названием «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях». В нем содержатся нехарактерные для традиционной либерал-монетаристской прозападной политики регулятора суждения и меры по оптимизации денежно-кредитной политики (ДКП) в условиях гибридной агрессии стран «золотого миллиарда» и обслуживающей их интересы глобальной финансовой структуры (ФРС, ВБ. МВФ), к которой до последнего времени причисляли и ведомство Набиуллиной. Признано, что повышение устойчивости банковской системы связано с ограничениями на валютно-спекулятивные операции с последующим выводом валютных средств за рубеж, что обескровливало финансовую систему России, поддерживая стабильность западных резервных валют, в первую очередь, доллара США.
2. Впервые в столь объемном и многовекторном (14 разделов) документе ни разу не упомянуто «таргетирование инфляции» как основного инструмента ДКП, который регулятор использовал на протяжении последних девяти лет. Перечисленный ряд мер предполагает системную и комплексную работу в плотном контакте с правительством и с приоритетом его рекомендаций.
3. Банк России признает, что «финансовый сектор способен самостоятельно восстановить финансовую устойчивость», без системной докапитализации банковского сектора. Так регулярно делал ЦБ ранее в кризисные периоды на триллионы рублей, и все на фоне недостаточной монетизации реального сектора экономики, компенсируя убытки банков вследствие вывода спекулятивных доходов и прямо похищенных средств (ложные банкротства, фиктивные кредиты и т. д.) на офшорные счета. Впервые признана необходимость в обязательном порядке привлекать собственников для дофинансирования проблемных кредитных организаций, сокращая поддержку АСВ. Поддержка регулятором проблемных банков будет оказана только вследствие форс-мажора, а не применения ими рисковых бизнес-моделей.
4. Банк России признает необходимость сохранять в основном регуляторные послабления в среднесрочном периоде. Это означает отказ от применения нормативов Базеля-3, которые в дополнение к требованиям и рекомендациям МВФ ставили под контроль Запада отечественную денежно-кредитную сферу, ограничивая финансирование реального сектора экономики.
5. Банк России не будет выкупать заблокированные активы российских резидентов и их обязательства перед резидентами зарубежных стран. Это, в частности, означает, что заблокированные активы, которые ранее были выведены в офшоры и размещены в листинге западных бирж, не будут компенсированы регулятором, как этого требуют отдельные олигархи, в том числе от металлургии.
6. Банк России признает ведущую роль государства в финансировании стратегических инвестиционных проектов и программ из бюджета через институты развития (ВЭБ, Шувалов). Привлекать для этих целей кредитные ресурсы банковского сектора возможно, если банкам будут предоставлены государственные гарантии. Следует подчеркнуть, что в этом пункте регулятор явно лоббирует интересы банковского сектора, который получит максимальную прибыль при минимальном риске, имея гарантии государства. Непонятно, какая необходимость государству поддерживать частные банковские интересы, гарантируя погашение кредита и процентов по нему, если финансирование национальных целей возможно через Федеральное казначейство без дополнительных затрат.
7. В сфере внешнеторговых расчетов ЦБ полностью поддерживает предложенную правительством систему мер, которая предусматривает дедолларизацию и создание альтернативных методов и маршрутов таких платежей — от перехода к нацвалютам до клиринга, расширяя возможности участия в этих процессах средних и региональных банков. Одновременно ЦБ ввиду своего прогноза на катастрофический для экономики вывод капитала в 2022-2023 (371 млрд долларов или около 22 трлн рублей) предлагает применять гибкую систему валютного регулирования и ограничения движения капитала, дифференцируя их в зависимости от резидентства и валют на взаимной основе. Реализация этого принципа означает блокировку вывода валютных средств во все недружественные страны, что сделает несостоятельными упомянутые прогнозы ЦБ.
8. В политическом плане опубликованный документ свидетельствует, что регулятор окончательно взят под контроль государственническим блоком правительства. Это обстоятельство меняет приоритеты ДКП в сторону общественно-государственных интересов, соответствуя задачам СВО и необходимости достичь полного экономического суверенитета. Роль Набиуллиной таким образом сводится к декоративному представительству и демонстративному (для Запада) формальному сохранению либералов во власти, что вряд ли может продолжаться долго.Быть добру!