Рынки просто не верят Трампу в том, что касается тарифов
Вчера акции Tesla подешевели почти на 7 %, после того как Илон Маск в выходные объявил о создании новой политической партии в США.
Инвесторы автопроизводителя ясно дали понять, что им надоели политические выходки миллиардера. Маску либо всё равно, либо он просто не может держаться в стороне.
Крайний срок, к всеобщему удивлению, не был установлен. Страны должны были заключить торговое соглашение с США до завтрашнего дня, иначе им грозили ответные тарифы на уровне, указанном на той знаменитой плакатной доске в апреле. Теперь важный день перенесли на первое августа. Или, может быть, так: министр финансов Скотт Бessent, чья основная задача — превращать заявления в политику, часто упоминает первое сентября. Как и в случае с самим президентом, к срокам, установленным администрацией, нужно относиться серьёзно, но не буквально. «Серьёзно», потому что, если Трамп решит соблюсти сроки, последствия могут быть катастрофическими. «Не буквально», потому что он, скорее всего, этого не сделает.
Какими будут следующие три с половиной недели (и, возможно, дольше)? Мы почувствовали это сегодня, когда президент объявил, что с первого числа Япония и Южная Корея столкнутся с 25-процентными пошлинами, которые могут быть изменены «в зависимости от наших отношений с вашей страной». Звучит пугающе. Эти две страны являются крупнейшими торговыми партнёрами США после Канады, Мексики и ЕС. В 2024 году на их долю приходилось почти 9 % американского импорта и 7 % экспорта.
Но рынок не поддался панике, а скорее уныло пожал плечами. Индекс S&P 500, который уже снижался на момент объявления, упал ещё на 0,5 %. Доллар укрепился на 0,7 % по отношению к корейской воне и на 1 % по отношению к иене. В Токио и Сеуле торги акциями открылись в плюсе: корейский индекс Kospi вырос более чем на 1,4 % за первые два часа торгов, а японский индекс Nikkei 225 вырос на более сдержанные 0,4 %. Такие скромные изменения вполне рациональны. Во-первых, новые ставки не сильно повысят эффективную тарифную ставку для обеих стран. Пол Эшворт из Capital Economics объяснил в записке для клиентов, что новые ставки
не распространяется на товары, подпадающие под действие специальных пошлин Трампа. На автомобили приходится 34% импорта из обеих стран, и на них уже распространяется пошлина в размере 25%, которую Трамп не раз угрожал повысить до 50%. Добавьте сюда освобождённую от пошлин электронику и фармацевтические препараты, и... если Трамп выполнит свою угрозу, общая эффективная тарифная ставка на импорт в США вырастет с 15,5% до 16,6%.
И с чего бы рынкам паниковать из-за какого-то заявления администрации на данном этапе? Даже заключённые соглашения, похоже, оставляют пространство для дальнейших переговоров. Как сказала нам Лиз Энн Сондерс из Charles Schwab, по большей части это «рамочные соглашения, а не торговые договоры». По её словам, на подписание двусторонних торговых соглашений исторически уходило 18 месяцев, а на их реализацию — ещё 40–45 месяцев. «Сделка» по экспорту редкоземельных металлов с Китаем на самом деле была просто деэскалацией — администрация Трампа не раскрыла никаких подробностей соглашения, а Китай по-прежнему не экспортирует товары американским компаниям, согласно Wall Street Journal.
Переговоры с Китаем, безусловно, являются особым случаем. Сделки с Великобританией и Вьетнамом могут дать нам больше информации о том, на что могут рассчитывать другие страны. Но, опять же, соглашение между США и Великобританией было лишь рамочным. Оно снизило пошлины для британских автопроизводителей и освободило от тарифов аэрокосмическую продукцию в обмен на увеличение импорта говядины, этанола и промышленных товаров. Наш коллега Алан Битти резюмировал это следующим образом:
С политической точки зрения понятно, почему относительно небольшая открытая экономика, зависящая от США в вопросах обороны и безопасности, рискнула заключить юридически необязательное соглашение и пожертвовала небольшими квотами на говядину и биоэтанол ради защиты своих нишевых, но политически значимых экспортёров автомобилей и стали.
Однако в соглашении есть сигнал. В прошлом году у США был профицит торгового баланса с Великобританией, но соглашение не отменило 10-процентный универсальный тариф. Таким образом, другим странам следует ожидать, что минимальная ставка не опустится ниже 10 процентов.
Недавнее соглашение с Вьетнамом — это наиболее близкое к «идеальному» решение, на которое мы можем рассчитывать. Оно предполагает введение прямых пошлин в размере 20% на экспорт из Вьетнама, отсутствие пошлин на экспорт из США и 40-процентные пошлины на товары, предназначенные для перевалки в Китай.
Важно отметить, что экономика Вьетнама отличается от экономик Южной Кореи и Японии. Она меньше и беднее, и в прошлом году Вьетнам импортировал товаров из США всего на 13 миллиардов долларов. Южная Корея и Япония, напротив, богаче, и на их долю приходится значительная часть экспорта США; сумма, которую они получают, более чем в пять раз превышает сумму, которую получает Вьетнам. Это, а также стратегические союзы США с каждой из этих стран, дают им преимущество на переговорах.
Проще говоря, тарифная политика всё ещё находится на стадии обсуждения. Она становится реальной только тогда, когда заключаются соглашения с крупными торговыми партнёрами, которые, по мнению рынка, будут действовать в долгосрочной перспективе; рынок реагирует на эти соглашения, а президент реагирует на реакцию рынка.
В этом информационном бюллетене уже давно утверждается, что Трамп откажется от любых тарифов, которые вызовут устойчивую негативную реакцию рынков. Только когда рынки убедятся в том, что данная сделка будет долгосрочной, они начнут настаивать на её заключении. Но пока мы далеки от этого.
Фондовый рынок и рынок облигаций США, похоже, пришли к выводу, что умеренные тарифы — 10% для всех торговых партнёров, чуть выше для Китая и нескольких конкретных секторов — не окажут существенного влияния на экономический рост или прибыль, а если и окажут, то будут смягчены. И они просто игнорируют постоянные угрозы Трампа ввести более жёсткие тарифы.
Главный вопрос заключается в том, не обрекают ли инвесторы себя на большое разочарование, когда Трамп, вдохновлённый безразличием рынков и устойчивостью экономики, внезапно проявит решимость.
Сондерс из Charles Schwab задаётся вопросом, может ли в дополнение к пут-опциону на акции Trump (также известному как Taco trade) существовать «колл-опцион на акции Trump».
Учитывая, что рынок с 9 апреля чувствует себя хорошо, а экономические данные и показатели инфляции, возможно, ещё не полностью отражают влияние тарифов, но и не ухудшаются значительно... Значит ли это, что администрация готова и дальше настаивать на введении тарифов?
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times