Статьи Форекс. Большие дефициты, слабый рост?

Опубликовано 08.03.2010 в 21:18
форекс, сигналы форекс, forex, торговля
форекс, новости форекс

Похоже, суверенный риск - это одна из самых серьезных послекризисных проблем, особенно в развитом мире.

Особого внимания она требует в свете долгового кризиса в Греции. Перед властями возникла дилемма: как учесть требование инвесторов о финансовой консолидации, не нарушив слабого восстановления слишком строгой фискальной политикой. Ухудшение ситуации с бюджетом с начала финансового и экономического кризиса привело к увеличению числа государств, подверженных риску дефолта.

Дефициты бюджета резко выросли во многих странах в связи с тем, что экономический спад сократил доходы от налогов, а спасение финансового сектора, фискальные стимулы и выплаты пособий по социальному обеспечению повысили государственные расходы. В некоторых странах, например, Греции, власти вынуждены быстро сокращать дефициты, прибегая к жесткой экономии.

А в других дефицит так и остается высоким. Например, в США аналитический отдел британского журнала "The Economist" ожидает, что в этом году правительство страны увеличит дефицит до 10.5% от ВВП и будет сокращать его, но медленно. Мы считаем, что в 2014 году дефицит все так же будет составлять 6.4% от ВВП, что намного больше, чем до кризиса.

Финансовое будущее других развитых стран выглядит не лучше. Великобритания, где в этом году ожидается дефицит в размере 14% от ВВП, после выборов внедряет программу жесткой экономии, но мы считаем, что к 2014 году дефицит все равно будет равен 8% от ВВП. В 2010 году выплаты процентов по государственному долгу вырастут с докризисного уровня 2% от ВВП до 6.5% от ВВП. В Испании платежи по процентам вырастут с 1.9% от ВВП в этом году до 4% в 2014 г.

Частично увеличение расходов стран на обслуживание долга связано с нормализацией процентных ставок, которые восстанавливаются с текущих минимумов, а частично является следствием роста государственного долга. К 2014 году государственный долг Испании вырастет до 71% от ВВП с отметки 36% в 2007 г. Во Франции 64% превратятся в 95%. Рост доли расходов на обслуживание долгов в ВВП сдерживает экономический рост.

Власти стран вынуждены направлять большую часть своих бюджетов на выплаты кредиторам, а не на инвестиции в развитие производительности. Это вызывает особые опасения в текущих условиях, если учесть, что у большинства стран сейчас гораздо меньше возможностей для роста, чем до начала кризиса.

Кроме того, проблемы последних 18 месяцев, к примеру, в финансовом секторе, могли существенно подорвать потенциал роста стран. Если обеспокоенность в отношении суверенного риска усилится, стоимость кредитования вырастет еще больше, сдерживая экономический рост и доходы от налогов (что, возможно, усложнит правительствам задачу по улучшению своего финансового положения).

Описанные выше переживания не зависят от того, действительно ли ослабление фискальной политики подталкивает страны к дефолту. Но если возникнет дефолтная или преддефолтная ситуация, она усугубит и без того сложное положение мировой экономики. Во-первых, что наиболее опасно для ослабевшей страны, это может вызвать быстрый отток капитала. Во многих государствах доходность по государственным облигациям выросла, когда кредиторы потребовали более высокие премии.

Также это увеличит расходы частного сектора на финансирование долгов. Суверенный кризис заразен. Как показывают непрерывные трения в Еврозоне (даже несмотря на то, что Греция избежала дефолта), государственный долг собственной страны может породить у инвесторов сомнения в безопасности долговых обязательств, выпускаемых другими странами.

В связи с этим может возникнуть новая волна беспорядков на финансовом рынке, особенно если снижение кредитных рейтингов приведет (а может и вынудит) учреждения-вкладчики отрегулировать состав своих портфелей государственных облигаций. С учетом всего вышесказанного, эпидемия увеличит притоки капитала и снизить доходность по облигациям в безопасных странах.

Сюда могут входить США, несмотря на их неизменные финансовые сложности. Америка занимает особое положение благодаря ликвидности своего рынка государственных ценных бумаг и исключительному статусу доллара США как международной резервной валюты.

Риск растет

Наш суверенный рейтинг подтверждает, что многие страны вскоре столкнутся с финансовыми сложностями. С середины 2007 года мы понизили кредитный рейтинг большинства стран ОЭСР, включая Данию, Финляндию, Германию, Швецию, Швейцарию и США с AAA (самый высокий рейтинг) до AA. Тем не менее, это рейтинг тоже очень высок. Для сравнения, среди прочих стран Испания, Португалия, Ирландия и Япония скатились до BBB.

Рейтинг Греции на порядок ниже - BB. Эти рейтинги указывают на повышенную вероятность дефолта, хотя для стран с высоким кредитным рейтингом он сейчас крайне маловероятен. Опасно то, что реакция рынка и политики на суверенный риск может подорвать экономической рост сейчас, когда восстановление еще не гарантировано. Чем сильнее власти будут затягивать пояса под влиянием рыночных и политических давлений, тем выше вероятность, что экономика снова погрузится в рецессию.

А ведь слабые балансы означают, что частный сектор не в той форме, чтобы быть двигателем роста. Следовательно, правительства столкнулись с неблагоприятной дилеммой: быстро сократить дефициты при помощи экономии, пожертвовав краткосрочным восстановлением, или делать это медленно и готовиться к возможным последствиям на фондовом рынке. Быстрое сворачивание фискальных стимулов может усугубить проблему, с которой уже столкнулся весь мир и богатые страны в частности, - как завершить меры по экстренной поддержке.

Продолжать их бесконечно слишком дорого, а с течением времени базовый эффект в любом случае ограничит стимулирующее действие оставшихся мер (некоторые из которых, такие как проекты общественных работ, приносят результат не сразу). По этой причине мы прогнозируем замедление темпов роста ВВП в странах ОЭСР с 2% (при паритете покупательной способности) в 2010 году до 1.6% в 2011.

Очевидно, что дальнейшее ухудшение финансового положения может поставить под сомнение этот прогноз. Это станет плохой новостью не только для стран, для которых он имеет прямое значении, но и для многих государств, которые косвенным образом зависят от стимулирующих мер богатого мира через торговлю.

По материалам The Economist

Комментарии

Всего комментариев: 0
avatar
На ряду с высокой прибольностью, операции на рынке Форекс содержат в себе высокий уровень риска. Будьте внимательны!
Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой активной ссылки на analitika-forex.ru