Статьи Форекс. Америка и Китай в одной дырявой лодке

Опубликовано 24.11.2009 в 23:02
форекс, сигналы форекс, forex, торговля форекс, новости форекс

Обама говорит, что план по перезапуску американского рынка труда является «ребалансировка» экономических взаимоотношений между США и Китаем.

«Нет пути назад, – заявил он в сентябре, – к тому периоду, когда китайцы просто продавали нам все что можно, мы брали кредиты по банковским картам или под залог жилья, но ничего не продавали им». Он надеется, что сотни миллионов китайских потребителей смогут компенсировать невозможность для потребителей США вернуться в эру огромных расходов в долг.

Но все это – лишь попытка выдать желаемое за действительное.

Китай – потребитель

Действительно, китайский рынок велик и он быстро растет. К 2009 году Китай отставал только от США по объему продаж компьютеров, при этом большая часть покупателей приобретала их впервые. Там уже больше владельцев сотовых телефонов, чем в Америке. Наконец, без учета внедорожников, в прошлом году китайские потребители купили столько же автомобилей, сколько и американцы (не далее как в 2006 году американцы приобрели их в два раза больше, чем китайцы).

Даже в период, когда американские власти занимались спасением General Motors и Chrysler, объемы продаж обеих компаний в Китае быстро росли: в текущем году GM продала в этой стране на 50% больше машин, чем в предыдущем. Procter & Gamble настолько глубоко укоренился в Китае, что местные жители считают его продукцию (в частности, зубную пасту Crest со вкусом зеленого чая) произведенной местными компаниями.

Если экономика Китая продолжит расти такими же или приблизительно такими же темпами, как сейчас, а позитивный эффект от этого роста почувствуют 1,3 миллиарда китайских потребителей, это государство может превратиться в крупнейший шопинг-центр в истории планеты. Китайцы будут ездить на миллиардах автомобилей и покупать больше всех в мире домашней электроники, одежды, бытовой техники и практически всего остального, что только производят на планете.

Однако фактически Китай движется в сторону, обратную «ребалансировке».

Китайские производительные мощности продолжают расти, но на местных потребителей приходится все меньше от общего объема экономики. В прошлом году объем личного потребления в Китае составил лишь 35% от объема китайской экономики, 10 лет назад – почти 50%. За тот же период объем капитальных инвестиций, наоборот, вырос до 44% с 35%.

Китай – производитель

Хотя объем капиталовложений Китая может скоро превысить аналогичный американский показатель, потребительские расходы в Поднебесной в шесть раз меньше, чем в США. Местные компании вкладывают свои растущие прибыли в увеличение производительности за счет строительства новых заводов, покупки оборудования и новых технологий. Стимулирующие меры Китая объемом $600 миллиардов нацелены на дальнейшее увеличение производственных мощностей, а не потребления. Куда же будут направлены эти мощности, если не в сторону китайских потребителей? На чистый экспорт в другие страны, особенно в США и Европу.

Многие уже пытались объяснить бережливость китайских потребителей. Развитие системы социального страхования до сих пор находится на низком уровне, поэтому китайские семьи вынуждены самостоятельно оплачивать расходы, связанные с медициной, образованием и пенсионными выплатами.

Количество молодых китайцев значительно превышает число молодых китаянок, поэтому семьи, где растут сыновья, вынуждены экономить для накопления достаточных средств, чтобы их дети стали завидными женихами. Поскольку правительство страны в течение последних 30 лет ограничивало рождаемость, китайское общество быстро стареет. В результате, китайские семьи вынуждены содержать большое количество пожилых людей.

Однако более общее объяснение китайской прижимистости заключается в том, что народ больше ориентируется на производство, а не на потребление. Китай хочет стать крупнейшим производителем в мире. Он также хочет захватить лидерство в передовых технологиях.

США хотели бы сохранить это лидерство, но их экономика скорее ориентирована на потребление, а не на производство.

Кимерика

Американцы считают, что основной целью экономики является увеличение возможностей для потребления. Они с неохотой соглашаются с тем, что правительство пытается перестроить инфраструктуру. Они хотят, чтобы наши компании вкладывали средства в новое оборудование и технологии, но чтобы при этом они платили щедрые дивиденды. Они одобряют финансирование правительством базовых исследований и разработок, однако, в основном, ради усиления национальной безопасности с помощью усовершенствованных военных технологий. (Проникновение их в частный сектор считается случайным).

Китай же следует бескомпромиссно прямой политике в области промышленности и технологий. Она в первую очередь нацелена на заимствование американских ноу-хау, – и лучше всего получить их из первых рук. Поэтому в ходе переговоров с американскими и другими иностранными компаниями, которые желают с ним торговать, Китай по-прежнему выдвигает условие размещения производства у себя, зачастую путем создания совместных предприятий с китайскими фирмами.

В настоящее время американские компании помогают Китаю создавать «умную» инфраструктуру, бороться с загрязнением окружающей среды с помощью экологичных технологий, развивать новое поколение устройств по преобразованию энергии ветра и солнца, искать новые пути использования нанотехнологий, а также строить коммерческие самолеты и конструировать авиадвигатели.

GM недавно объявила о намерении создать в Китае новый малогабаритный автомобиль, за дизайн и развитие которого отвечает, в основном, Паназиатский технический автомобильный центр – совместное предприятие GM и шанхайской компанией SAIC Motor.

General Electric производит в Китае компоненты ветряных турбин. Базирующаяся в Массачусетсе компания Evergreen Solar сообщила ранее в этом месяце о переносе в Китай своего производства солнечных батарей.

Общая беда

Правительство Китая заинтересовано в создании все новых рабочих мест и продолжит делать упор на экспорт. Каждый год десятки миллионов китайских бедняков из сельских районов наводняют крупные города в поисках лучших условий работы. Если они ее не найдут, Китай рискует столкнуться с бунтами и прочими волнениями.

Массовые беспорядки представляют одну из крупнейших угроз правящей элите Китая, которая скорее пойдет на увеличение рабочих мест в экспортных отраслях ценой субсидирования иностранных покупателей, чем позволит юаню укрепиться и таким образом создать риск роста безработицы.

В этом смысле экспортная политика Китая фактически является социальной политикой, направленной на поддержание общественного порядка. Несмотря на просьбы администрации Обамы, Китай сохранит привязку юаня к доллару, продавая юани на валютном рынке при падении доллара и наращивая свои иностранные активы для поддержания фиксированного курса юаня к доллару. Естественно, это дорого обходится Китаю, однако он считает, что цели промышленной и социальной политики того стоят.

И Америка, и Китай способны производить гораздо больше, чем их потребители способны купить. В отношении США проблема состоит в росте доли общих доходов, приходящихся на богатую прослойку населения. При этом сокращается покупательная способность американского среднего класса, если только он не влезает в долги. В Китае расслоение также усиливается, однако проблема этой страны связана с тем, что китайское население получает от результатов экономического роста все меньше, в то время как доля капитальных вложений увеличивается.

Обществу обеих стран грозит разрыв между производством и потреблением. В Китае эта угроза может перерасти в гражданские беспорядки. Для США это означает продолжение рецессии в части занятости и доходов населения, которая, вкупе с усиливающимся неравенством, может привести к отрицательным политическим последствиям.

По материалам The Wall Street Journal

Комментарии

Всего комментариев: 0
avatar
На ряду с высокой прибольностью, операции на рынке Форекс содержат в себе высокий уровень риска. Будьте внимательны!
Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой активной ссылки на analitika-forex.ru