Крупные американские банки не приносят пользы для экономики

Опубликовано 24.04.2012 в 20:04
Крупные американские банки не приносят пользы для экономики

Те, кто учился истории и политэкономии в советские времена, наверняка помнят статью В. И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма»...

где отмечается, что это монополистический, паразитический и умирающий капитализм. Сегодня это хорошо видно на примере банковской системы. Например, в США доминирующий кредитор – банк JP Morgan. И поскольку в банке знают состояние бизнеса своих клиентов, то могут сказать, насколько вероятно их банкротство. Это с одной стороны. 

С другой стороны, JP Morgan – крупнейший страховщик от дефолтов, действующий на рынке финансовых деривативов. Помимо этого, JP Morgan через своё инвестиционное подразделение делает ставки на движение акций, облигаций и других ценных бумаг. Таким образом, существует откровенный конфликт интересов между различными подразделениями банка, из-за которого работа на благо клиента превращается в свою противоположность.

«Крупные американские банки разлетятся на куски, – говорит американский финансовый аналитик Крис Уэйлен. – Для этого даже не нужно ничего делать, достаточно просто ждать. Потому что экономического смысла в их работе сегодня просто нет».

Мало того, что из-за чрезмерной концентрации банковского капитала уничтожена конкуренция между кредитными учреждениями. В США нарушена сама основа капитализма – процесс накопления капитала. Из-за сверхнизких базовых ставок и постоянной печати денег держать деньги на депозитах в банках невыгодно, равно как и в государственных казначейских облигациях. Инвесторам остаются вложения в акции, откровенные спекуляции и бегство в материальные активы.

Нависшая угроза

Согласно данным Банка международных расчётов, сегодня в глобальном масштабе существуют финансовые деривативы на номинальную сумму 707 трлн долл. Как пишет американский финансовый аналитик Авери Гудмен, из них американскими банками в Нью-Йорке выписаны деривативы на сумму 269 трлн долл. (остальное приходится в основном на Лондон). В сравнении в ВВП США (около 15 трлн долл.) это очень много.

Авери Гудмен в своей статье (seekingalpha.com/article/503761-details-of-the-291-trillion-in-derivatives-to-which-american-taxpayers-are-exposed) анализирует риск для американских налогоплательщиков и приходит к выводу, что Федеральное агентство по страхованию вкладов (FDIC) может попасть в ситуацию, когда оно будет обязано вернуть деньги вкладчикам пяти крупнейших американских банков, не имея возможности взыскать деньги с самих банков. Это случится, если в ходе финансового кризиса один или несколько банков из пятёрки будут ликвидированы. Законодательство по банкротству составлено так, что требования выплат по деривативам в финансовой системе имеют больший приоритет, чем требования FDIC.

Если в США угроза банкротств банков только гипотетическая, то в Европе она вполне реальная. Согласно МВФ, европейским банкам необходимо изыскать свыше 2,5 трлн долл., чтобы удовлетворить новым правилам финансовых регуляторов. Банки вынуждены продавать свои активы, что, собственно, они и делают: в IV кв. 2011 г. они сократили свои балансы суммарно на 580 млрд долл.

Америка вылезает из автомобилей

К осенним президентским выборам Бараку Обаме остро необходимо снизить стоимость бензина, чтобы снизить раздражение избирателей. Для этого, в частности, в реверсивном режиме будет включён нефтепровод Seaway – нефть из Кушинга, где её избыток, пойдёт в Техас, по направлению к нефтеперерабатывающим заводам. Разница в цене между сортами WTI и Brent должна сократиться, но не факт, что это произойдёт за счёт снижения цены Brent – может подрасти стоимость WTI.

Со времён Второй Мировой войны и до недавнего времени средний пробег автомобилей на дорогах в США в расчёте на жителя медленно нарастал. Однако в середине прошедшего десятилетия тенденция сменилась на противоположную: график среднего автопробега на одного жителя после 2004 г. завернул вниз. В 2011 г. средний американец проехал на 6% меньше, чем в 2004 г.

В отмеченной тенденции лидируют молодые американцы (от 16 до 34 лет): с 2001 по 2009 гг. они сократили средние дистанции автомобильных поездок на 23%. Число пассажиро-километров при перевозках молодых людей общественным транспортом в эти же сроки увеличилось на 40%. Примечательно, что за руль реже садятся не только безработные, но и полноценно работающие молодые американцы. 

Серебряное десятилетие

Валютные резервы Китая в I кв. 2012 г. выросли на 124 млрд долл. и достигли рекорда 3,305 трлн долл. Предчувствуя смутные времена, Китай интенсивно покупает золото на международных рынках. «За последние шесть месяцев китайцы и, я полагаю, китайское правительство, купили очень много золота, – отмечает канадский миллиардер, основатель инвестиционного фонда Sprott Asset Management Эрик Спротт. – Однако лучшим вложением средств на текущее десятилетие будет всё же серебро». Эрик Спротт напоминает, что инвесторы покупают примерно в 50 раз больше физического серебра, чем физического золота (по массе), но при этом объём физического серебра, доступный для инвестиций, за год равен 450 млн тройских унций, а объём физического золота – 70 млн тройских унций. Получается соотношение около 6,5. Следовательно, в ближайшие несколько лет серебро неизбежно будет дорожать значительно быстрее, чем золото.

Предыдущую реплику из серии «Хроника нефтедолларового коллапса» вы можете прочесть здесь.

oilru

Комментарии

Всего комментариев: 0
avatar
На ряду с высокой прибольностью, операции на рынке Форекс содержат в себе высокий уровень риска. Будьте внимательны!
Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой активной ссылки на analitika-forex.ru